Здесь, на Дзене, существует одна проблема по отношению к текстам, и, скорее всего, эта проблема всеобщая. Так, скажем, если лично я вознамерился осветить определённую большую тему, то, естественно, я свой материал в одну главу вместить не смогу - я его даю по частям. Поскольку слишком длинная глава читателя определённо утомляет. Так, однажды у меня вообще вышло целых 9 последовательных глав по одной и той же интересной теме. Но в чём же проблема?
А в том, что всякий пользователь Дзена, подверженный непрестанному потоку всё новых и новых статей многих разных авторов, здесь особо не выбирает и, тем более, сам что-то, как правило, специально не ищет - разнообразный материал идёт в огромном количестве! Но тогда читатель случайно попадает, например, на какую-то мою статью № 3 и начинает её рассматривать как самостоятельную публикацию, которая ему кажется не убедительной; читатель начинает не соглашаться с автором, его критиковать... Но ведь всё это напрасная трата времени, поскольку "до" этой статьи были уже даны главы № 1 и № 2, в которых нечто важное уже прописывалось! В то время, как автоматика Дзена никакой последовательности авторских текстов не учитывает.
Другое дело - "подписчики", но и тут каждый автор Дзена просматривает некие противоречия, о которых нет смысла говорить.
В общем, всех тех, кто зашёл на эту мою главу, я сначала приглашаю сюда на первую часть объявленной темы, иначе нет смысла читать эту мою публикацию...
Да, в этой первой главе я прошёлся по тёмным сторонам Ветхого Завета.
Но в этой второй части попробую перейти к чему-то "светлому", что, видимо, мне сделать полностью не удастся...
В общем, здесь стоит рассмотреть, почему в христианское учение в целом был включён и Ветхий Завет (ВЗ), хотя Он относится к иудаизму...
Ну, во-первых, сам Иисус Христос является выходцем из этой древней иудейской традиции; именно в ней пребывают Его духовные корни. Соответственно, об этих корнях всякому христианину необходимо иметь представление. Да, это знать хорошо, - но не рассматривать как духовный идеал, поскольку этот идеал уже не христианский, но древнееврейский - в ВЗ описано местечковое, языческое, очень эгоистичное и гневливое еврейское же божество, а не настоящий Бог! (См. Часть 1)
Тем не менее и во-вторых, как никак, но в ВЗ заданы начальные духовные и морально-этические ориентиры. И это Заповеди, которые, согласно Пятикнижию, были даны пророку Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля, на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх. 19: 10-25).
Сами же Заповеди, например, такие, - даю не все...
"Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли...
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно...
Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" (Исх. 20: 2-17; Втор. 5: 6-21), (Исх. 34: 14-26).
Да, наряду с этими вполне уместными духовно-нравственными предписаниями, есть ещё и многие, которые относятся к бытовой жизни иудеев, и вообще в целом эти Заповеди отвечают сознанию исключительно древних евреев, которое давно превзошёл Иисус Христос, давший людям Новый Завет и Закон - Закон безусловной Любви! Иными словами, договор Моисея с Богом не совсем вписывается в Новый Завет, или не вписывается совсем!
Впрочем и в третьих, в проповедях и во всём учении Иисуса Христа мы обнаружим "преемственность" с древнеиудейской религиозной традицией, т.е. с Ветхим Заветом. Да, между НЗ и ВЗ - имеется определённая связь, и было бы очень странным, если бы этой связи не было бы совершенно.
Ведь, очевидно, что сам Иисус (Иешуа) является евреем, хорошо знающим священные писания своих предков и пророков. Больше того, Христос открыто заявляет:
"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить".
Впрочем, далее Иисус указывает и на косность, отсталость и выхолощенность этой своей религии:
"Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (Мф., 5: 17, 20).
Но в чём же состоит вышеобозначенная "преемственность"?
А это совсем не малая тема, достойная своего отдельного рассмотрения.
Здесь же будет достаточным указать только на то, что определённые ветхозаветные пророки предвидели и предсказали явление в еврейский Мир самого Иисуса Христа ещё за много лет до Его рождения! Причём некоторые из этих пророчества весьма точные...
Так, у пророка Михея мы найдём, что будущий Мессия родится в г. Вифлееме...
"И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных" (Мих. 5:2).
Причём, на удивление, совпадают и другие подробности, например, как эти... У пророка Захарии мы найдём, что Сын Божий будет предан за тридцать сребренников одним из своих учеников...
"...И возьму жезл Мой - благоволения и переломлю его, чтобы уничтожить завет, который заключил Я со всеми народами.
И он уничтожен будет в тот день, и тогда узнают бедные из овец, ожидающие Меня, что это слово Господа.
И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников.
И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника.
И переломил Я другой жезл Мой - "узы", чтобы расторгнуть братство между Иудою и Израилем" (Зах. 11: 10-14).
Это от Захарии. А у пророка Осии говорится уже о Воскресении!..
"В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: "пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил - и Он исцелит нас, поразил - и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его.
Итак познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря - явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю" (Ос. 6: 1-3).
Да. Многие христианские богословы утверждают, что все эти пророчества исполнились именно в личности и жизни Иисуса Христа. В то же время, мы не можем сказать об этом точно и наверняка; - вполне возможно речь идёт о случайных совпадениях или об определённой "подгонке" под жизнь Иисуса - и никто здесь сущей правды не скажет. А тут речь может идти ещё и об иносказании (что свойственно ВЗ), или вообще о другом человеке, а не об Иисусе. Поскольку сами иудеи и весь иудаизм с тех давних времён и до сих пор Иисуса Христа как Мессию и Спасителя - не приняли и не признают!
Собственно, по всей логике данных вещей, самим евреям должно быть известно об этом лучше - "Иисус Христос обозначен в ВЗ, или не Иисус Христос". С другой стороны, признание иудеями Христа как Мессии и Спасителя - будет автоматически означать преобразования иудаизма - в христианство. Что евреи никак допустить не могут! Нет, они строго берегут свою религию и закономерно никогда не примут Иисуса как Бога и даже только как пророка.
Тем не менее, данная "преемственность" между НЗ и ВЗ, видимо и всё же, имеет место...
А вот следует сказать, в четвёртых, ещё об одной причине принятия ВЗ всем христианством - тут, скорее всего, сработали соответствующий авторитет и установка первых христианских святых и учителей Церкви, которые были к иудаизму в целом ещё близки, его приняли, что передалось в последующие поколения христиан с их убеждением в том, что ветхозаветный Бог - истинный Бог.
И, наконец, в пятых (о причине принятия ВЗ), - во многих местах Ветхого Завета запечатлено, действительно, весьма очень много духовно и житейски мудрого! Почему, нет? Конечно же, многие еврейские праведники, пророки и мудрецы за целые века имели свои духовные видения, прозрения, озарения, сентенции, достойные изучения, понимания и принятия вообще многими разными народами...
В самом деле, всё ранее описанное - можно назвать "светлыми гранями ВЗ", но...
В конце концов, от религиозного формализма, философии и Богословия - нам следует перейти к ПРИКЛАДНОМУ, ПРАКТИЧЕСКОМУ духовному развитию и преображению человека. И что же мы здесь обнаружим в тех или иных христианских направлениях, учениях и путях при их акцентировании на Ветхом Завете?
А в этом вопросе, при разной степени акцентуации на ВЗ, а равно на "Боге-Отце", или же при взятии ВЗ вообще за основу, - мы обнаружим... - секты, которые, естественно, были даны от Дьявола!
И к тому немало примеров, как-то...
"Свидетели Иеговы"... Отрицают учение о Пресвятой Троице. Богом у них считается только одна личность во Вселенной - Иегова. Ещё они считают, что имя «Иегова» не распространяется на Иисуса Христа и Святой Дух.
Свидетели Иеговы полагают, что Иисус Христос не является Богом, не всемогущ и не равен Богу-Отцу. Но поскольку он исполнял волю Иеговы, то был Им воскрешён.
Свидетели Иеговы отрицают учение о бессмертии души...
И т.д.
"Адамиты" - общее название христианской секты, проповедующей возвращение к святости и невинности первобытных людей в Раю - Адама и Евы, до их грехопадения, которые «были наги и не стыдились этого» (Быт. 2: 25). Адамиты считают одежду препятствием для общения с Богом и потому проводят службы в обнажённом виде. Кроме того, адамиты проповедуют и другие атрибуты райского, по их мнению, состояния человека: общность имущества, естественность и непостыдность чувственных отношений...
И т.д.
Однако ж, я вижу смысл перейти именно к православной мистике и к практическому Богопознанию с его отношением к Ветхому Завету. И для этого давайте обратимся к Житию святого Никиты, епископа Новгородского, согласно свт. Дим. Ростовского (с небольшими сокращениями)...
"Более других заслуживают почтения те храбрые воины, которые имеют обычай вести борьбу с врагом не в общем строе, но поодиночке устремляются на врага. Им хотя и попускает Господь много раз пасть временно, чтобы они не превозносились, однако никогда не оставляет их до конца без благодатной помощи, но восстановляет их и делает непобедимыми. Один из таких храбрых воинов Христовых, именно блаженный Никита...
В бытность игуменом преподобного Никона, один брат святого Печерского монастыря, по имени Никита, начал просить игумена, чтобы он благословил ему подвизаться в одиночестве и уединиться в затворе.
- Сын мой! Не будет тебе пользы, при твоей юности, сидеть праздно. Будет гораздо лучше, если ты останешься с братией и, работая вместе, не потеряешь своей награды. Ты сам видел, как брат наш Исаакий пещерник был соблазнен в затворе бесами и погиб бы, если бы его не спасла великая благодать Божья по молитвам преподобных отцов наших Антония и Феодосия.
Никита ответил на это:
- Никогда, отец мой, я не соблазнюсь при каком-либо искушении. Я имею намерение твердо противостоять бесовским искушениям и буду молить Человеколюбца Бога, чтобы Он и мне подал дар чудотворения, как некогда Исаакий затворнику, который и доселе творит многие чудеса.
Тогда игумен сказал ему более настойчиво:
- Твое желание выше твоих сил. Берегись, сын мой, чтобы ты не пал за свое превозношение. Я повелеваю тебе служить лучше братии, и за послушание свое ты будешь увенчан от Бога.
Однако Никита не хотел послушаться наставлений игумена: он не мог победить в себе сильной ревности к затворнической жизни. Поэтому, к чему он стремился, то и выполнил: он заключился в пещеру, крепко загородил вход и пребывал в молитве один, никуда не выходя.
Тем не менее, спустя всего лишь несколько дней, он не избежал козней дьявола: во время молитвенного пения он услышал голос, молящийся вместе с ним, и ощутил несказанное благоухание. Соблазнившись этим, он так размышлял сам с собою: если бы это был не ангел, то не молился бы со мною, и не было бы здесь благоухания святого Духа.
Он начал еще прилежнее молиться, говоря:
- Господи! явись мне Сам осязательно, чтобы я видел Тебя.
На это последовал голос:
- Не явлюсь я тебе, потому что ты юн; иначе ты возгордишься и можешь пасть.
Затворник продолжал слезно просить:
- Никогда, Господи, я не соблазнюсь. Меня научил игумен не внимать бесовским искушениям, - но я исполню все, что Ты повелишь.
Тогда душепагубный змей, получив власть над ним, сказал:
- Человеку, облеченному плотью, невозможно видеть меня. Поэтому, я посылаю ангела моего, чтобы он пребывал с тобою, а ты твори его волю.
Затем тотчас предстал пред ним бес в образе ангела. Никита пал на землю и поклонился ему, как ангелу. Бес сказал ему:
- С этого времени ты уже не молись, но читай книги. Этим путем ты будешь беседовать с Богом, и будешь подавать полезные наставления приходящим к тебе, а я всегда буду молить Творца всех о твоем спасении.
Затворник поверил этим словам и, обольщенный, уже более не молился, но стал ревностно читать книги. При сем, он видел беса постоянно молящимся о нем и радовался, думая, что это ангел творит за него молитву. С приходящими же к нему он много беседовал на основании Священного Писания о пользе души; он начал даже пророчествовать. О нем повсеместно распространилась слава, и все удивлялись исполнению его предсказаний.
Однажды он послал к князю Изяславу (великий князь Киевский с 1054- 1068 г.) с извещением: "сегодня убит князь Глеб Святославич; пошли немедленно сына своего Святополка на княжеский престол в Новгород".
(Глеб Святославич - князь Новгородский, старший сын Великого князя Киевского Святослава, был убит финнами в 1078 году.
Святополк II Изяславич, сын Великого князя Киевского Изяслава, с 1078 года князь Новгородский, с 1093-1114 год князь Киевский.)
Как он сказал, так и исполнилось. Действительно, спустя несколько дней, пришло известие об убиении князя Глеба. С этого времени еще больше стали говорить о затворнике, что он пророк, и вполне верили ему и князья и бояре. - На самом деле, бес, конечно, не знает будущего, но что он сам делал, - если, например, он научил злых людей убить, или украсть, то он и возвещает. Точно также, когда приходили к затворнику искавшие у него слова утешения, то бес, почитавшийся им ангелом, сообщал ему все, случившееся с ними. Никита пророчествовал, и все предсказанное им сбывалось.
При этом никто не мог сравниться с Никитою в знании книг Ветхого Завета; все он знал наизусть: книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел, Судей, Царств, все пророчества по порядку. Вообще, все книги ветхозаветные он знал очень хорошо, а святых евангельских и апостольских книг, данных нам по благодати Божьей для нашего спасения и утверждения в добре, он никогда не хотел ни видеть, ни слышать, не только - читать; ни с кем он не хотел, и беседовать о Новом Завете.
Отсюда и стало ясно для всех, что он соблазнен дьяволом. Удрученные этим, пришли к искушенному преподобные отцы: игумен Никон, Иоанн, который был после него игуменом, Пимен постник, Исайя, Матвей прозорливец, Исаакий затворник, Агапит врач, Григорий чудотворец, Николай, Нестор летописец, и др. Все они, прославленные добродетелями, пришедши, вознесли молитвы к Богу о Никите и отогнали от него беса, так что Никита уже не видел его.
Затем, выведши его из пещеры, они просили, чтобы он сказал им
что-либо из Ветхого Завета. Он же стал клясться, что никогда даже не читал тех книг, которые очень недавно знал наизусть; притом, теперь он не знал из них ни одного слова. Теперь его едва-едва могли научить грамоте. Постепенно пришедши в себя по молитвам преподобных отцов, он исповедал свой грех и горько раскаивался в нем. После этого он наложил на себя особенное воздержание и подвиги, начал вести строгую и смиренную жизнь и превзошел других в добродетелях.
Человеколюбивый Господь, видя такие подвиги блаженного Никиты, не отвергая и прежних его добродетелей, в которых он упражнялся со дня юности, принял его истинное покаяние... За премногую любовь его, обнаруженную в соблюдении заповедей, Господь сотворил его пастырем Своего словесного стада, возведши его на Новгородский епископский престол. Там Господь прославил его добродетельную жизнь даром чудотворения. Так, однажды, во время бездождья Святой помолился Богу и низвел дождь с неба; в другой раз он своими молитвами угасил пожар города; много и других чудес он совершил. После доброго управления своею словесною паствою он перешел ко Господу в вечную жизнь, в 1108 году, 30 января.
Тело блаженного Никиты оставалось сокровенным в гробе в продолжение четырехсот пятидесяти лет, а затем в 1558 году, в царствование благочестивого государя Иоанна Васильевича, самодержца всей России, мощи святителя Никиты были найдены целыми и совершенно невредимыми" (свт Дим. Ростовский, Жития Святых, меся Январь).
Да, такой оказалась история, связанная с обстоятельным изучением Ветхого Завета...
Так, как же относится к ВЗ?
Здесь я выскажу сугубо своё личное мнение. С одной стороны, ни в коем случае нельзя отрицать ВЗ полностью и категорически. Но с другой стороны, необходимо понимать, что Иисус Христос дал Миру совершенно новую Религию истинно духовной, тотальной, жертвенной и необратимой (во что-то другое) Любви! Что есть суть Его Фаворского Света, локализованного в каждой человеческой личности.
А в целом мне видится такой художественный образ... Между ВЗ и НЗ пролегает глубокая пропасть с весьма ограниченным мостиком через эту пропасть для перехода от НЗ - к ВЗ. Этот мостик и знаменует соответствующую "преемственность". Однако отправляться по этому мостику к ВЗ - лучше не так часто, оставаясь всё время на новозаветной территории, освящённой Святым Духом. И вообще, мне кажется, Ветхий Завет давно требует значительного сокращения и очищения Его от злых деяний еврейского Бога Яхве, - в полном же виде пусть эта священная Книга остаётся только для специалистов - историков, философов и богословов.
В самом деле, зацепившись за языческого, древнееврейского бога-разрушителя Яхве, всё христианство слишком сильно "полюбило" кровь, уничтожение, крест, страдание и смерть - "Христа Распятого".
И это в то время, как подлинный православный идеал - Христос Воскресший!
А равно: - Бессмертие, Вечное Блаженство, Абсолютная Свобода, полная Победа над физической материей, Чудеса и - благодатный, неописуемо сладостный, небесный Нектар Христовой Любви!
Об авторе и его дзен канале, текст: https://clck.ru/XVERQ
Тематический видео-обзор канала: https://zen.yandex.ru/video/watch/62a8d43c9bc8c1016924da1f?t=1
© Терентий Смирнов на дзен Яндексе
© Copyright; авторские права защищены; копирование и распространение данного текста вне л/пользования запрещено.
Книги автора: И др. - https://www.cibum.ru/author/44371177