Питер Пауль Рубенс -живописец из Фландрии, был одним из основоположников стиля барокко в изобразительном искусстве. "Именно во Фландрии в этот период родился орнаментальный декор сугубо барочного типа, он выполнялся в виде глубокого рельефа, — чрезвычайно насыщенный, плотный, наполненный взволнованной ритмикой масс, вплоть до хаотичности традиционных орнаментальных мотивов." Барокко (от итал. — жемчужина неправильной формы).
Предлагаю рассмотреть одну из картин Рубенса. Первое на что обращаем внимание - это перегруженность деталями, большое количество орнаментов: и в кружеве, и в фигурно уложенном шнуре, и в фоновом парчовом полотне. Такая насыщенность декоративными деталями свойственна стилю барокко, как и фантазийный растительный орнамент, который создает впечатление поистине живописного богатства.
Шёлковое платье плотно расшито, золотистые металлические пуговицы в большом количестве нашиты по всей длине платья и рукавов. Тонкое кружево ришелье украшает воротник и манжеты. Швы рукавов верхней части платья не сшиваются и дают возможность видеть роскошное нижнее бельё из шёлка с небольшими разрезами по всей площади рукавов. Натуральный жемчуг, в три ряда роскошно свисающий длинными бусами, говорит об излишнем достатке.
Судя по богатству оформления, и дорогому красному цвету, перед нами свадебное платье королевской особы. Такие платья заказывали мужья на деньги от приданого невесты, декор говорит о статусе, поэтому на него не скупились, даже был заказан портрет, чтобы запечатлеть роскошный образ принцессы Конде.
Красный цвет был доступен очень немногим. Водостойкое красящее вещество добывали из панциря насекомого под названием кошениль. Поэтому одежды красного цвета были предметом роскоши и гордости, они отличали знать от простого люда, которому красный было запрещено носить.
Исключительно ручная работа того периода говорит о больших затратах по времени и труду вышивальщиц, кружевниц, портного и швей, что и в наше время практически недоступно.
Парчовая ткань на фоне имеет сложный извивающийся орнамент. Она расцветает плотно заполняющими пространство фантазийными бурными цветами, вьющимися листьями аканта, украшена сочными плодами граната. Элементы барочного орнамента, активно вторгаются в пространство портрета. «Неправильность», не строгое следование симметрии подчеркивает парадоксальную реалистичность, рукотворность.
Перегруженность, роскошь и изобилие, чувственность - вот что такое стиль Барокко.
Используемые источники:
- Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия Моды. Перевод на русский язык И. М. Ильинской и А. А. Лосевой. 1966 г. 608 с.
- Бесчастнов Н. П. Изображение растительных мотивов : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Худож. проектирование изделий текстил. и лег. пром-сти». — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 175 с.
- Л. М. Буткевич. История орнамента : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по спец. «Изобразительное искусство» / Л.М. Буткевич. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 267 с
- Сайт музея Виктории и Альберта, Великобритания, Лондон https://artsandculture.google.com/u/1/asset/ruff-edging-unknown/1gHqbvhPDgyOOQ?hl=ru