«Апофеоз войны». Как Василий Верещагин создал шедевр и какой смысл художник вкладывал в свою картину

1,4K прочитали

1865 год. Василий Верещагин в Париже. Отец лишает его содержания и художник оказывается в очень стесненных обстоятельствах.

Верещагин приступает к своей первой картине — но не может ее закончить. Нет денег, их приходится зарабатывать «ремесленничеством», рисуя иллюстрации для парижских журнальчиков.

В следующие годы Верещагину все же удается создать четыре картины — но ни одну из них художник не продал. И нигде не выставлялся.

Но — словно вдруг — первая персональная выставка начинающего художника проходит сразу в Лондоне, в роскошном Хрустальном дворце. И в описании картин этой выставки значится: «Эти картины не продаются».

Роскошный Хрустальный дворец в Лондоне. Созданный для Всемирной выставки 1851 года, позднее был перенесен на новое место. Именно в этом дворце в Лондоне были продемонстрированы широкой публике картина «Апофеоз войны», входящий в серию «Варвары». Недурное место для первой персональной выставки начинающего художника. Источник: wikipedia.org.
Роскошный Хрустальный дворец в Лондоне. Созданный для Всемирной выставки 1851 года, позднее был перенесен на новое место. Именно в этом дворце в Лондоне были продемонстрированы широкой публике картина «Апофеоз войны», входящий в серию «Варвары». Недурное место для первой персональной выставки начинающего художника. Источник: wikipedia.org.

Как получилось, что начинающий художник первую выставку устроил в роскошном Хрустальном дворце в Лондоне — и демонстративно заявил, что его картины не продаются?

Ответ на этот вопрос — ключ к пониманию картины «Апофеоз войны».

Спойлер: слово Лондон выделено жирным шрифтом вовсе не случайно. Оно в вопросе самое главное. Вопрос можно сформулировать короче: почему дебют Верещагина состоялся в Лондоне?

Как описывают картину В. Верещагина «Апофеоз войны»

Картина «Апофеоз войны» Василия Верещагина. 1872 год, Мюнхен. Источник: wikipedia.org
Картина «Апофеоз войны» Василия Верещагина. 1872 год, Мюнхен. Источник: wikipedia.org

Картину «Апофеоз войны» художник создал по результатам своего участия путешествия по Туркестану. Он был участником боевых действий в Средней Азии и его впечатления от вида разрушенных городов привели его к неприятию войны. Свое полотно художник создает как антивоенный протест, предостережение грядущим поколениям. Пирамида из человеческих голов — итог любой войны. Не случайно художник написал на раме картины «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». Своим творчеством художник подчеркивает хрупкость человеческой жизни и неприятие войны.

Примерно так, в антивоенном ключе, обычно описывают картину «Апофеоз войны».

И все это — чушь. Бред сивой кобылы. Натягивание совы на глобус.

Чтобы понять это, достаточно присмотреться к истории создания картины.

«Апофеоз войны» был создан в 1871 году в городе Мюнхен

И в Мюнхене Верещагин оказался совсем не случайно. Там он был в трехлетней командировке от Русской императорской армии. Которую организовал его патрон, туркестанский генерал-губернатор К. П. фон Кауфман. Целью командировки художника значилось «предоставить Верещагину возможность привести к окончанию труд, который наглядным образом может ознакомить цивилизованный мир с бытом малоизвестного народа и обогатить науку важными для изучения края материалами». Помимо щедрого содержания в три тысячи рублей ежегодно, Верещагину были дополнительно были предоставлены средства на издательские расходы.

В Мюнхене Верещагин снял роскошную студию, прежде арендуемую академиком Теодором Горшельтом. Который, в свою очередь, точно также как и Верещагин, творил по заказам Русской императорской армии. В дополнение к студии Верещагин строит себе специальный балаган за городом для занятий на пленэре. Фоторепродукции создаваемых картин регулярно высылались заказчику — туркестанскому генерал-губернатору К. П. фон Кауфману.

Напомню, что художник еще не продал ни одной картины. Но о деньгах ему беспокоиться не приходилось — за все щедро платила армия. И за выставку в Хрустальном дворце в том числе. И художник с легким сердцем мог написать что его картины не продаются — потому что все оплачивалось за казенный счет.

Кстати, триумфальная выставка в Лондоне состоялась в 1873 году, а в отставку Верещагин вышел в 1874.

Начинающий художник Василий Верещагин. Через девять лет он создаст «Апофеоз войны». Источник: Лебедев А. К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество // Москва, Гос.издательство “Искусство”, 1958, стр. 40.
Начинающий художник Василий Верещагин. Через девять лет он создаст «Апофеоз войны». Источник: Лебедев А. К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество // Москва, Гос.издательство “Искусство”, 1958, стр. 40.

Русский офицер, находясь на военной службе, рисуя по заказам Русской императорской армии, получая щедрое содержание от военного ведомства — но исподтишка рисует антивоенные картины?

Это двурушничество получается и допускать подобное значит не уважать талантливого русского художника. Верящим в двурушничество русского дворянина и офицера Верещагина покорнейшая просьба закрыть страницу и дальше не читать.

Уточнение: все изложенные факты добыты вовсе не в подвалах Лубянки и не в секретных архивах Ватикана. Все они почерпнуты в книге Лебедев А. К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество // Москва, Гос.издательство “Искусство”, 1958.

Обложка книги Лебедев А. К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество // Москва, Гос.издательство “Искусство”, 1958, из которой почерпнуто большинство фактов, изложенных в статье. Скриншот цифровой копии книги в формате pdf.
Обложка книги Лебедев А. К. Василий Васильевич Верещагин. Жизнь и творчество // Москва, Гос.издательство “Искусство”, 1958, из которой почерпнуто большинство фактов, изложенных в статье. Скриншот цифровой копии книги в формате pdf.

О чем на самом деле картина «Апофеоз войны» и почему первоначально она называлась «Апофеоз Тамерлана»

Чаще всего «Апофеоз войны» описывают как самостоятельное произведение. Изредка упоминают, что картина входит в цикл «Варвары», но не делают никакой привязки к другим картинам цикла. В результате получается чушь.

Потому что сам Верещагин назвал цикл «поэмой»: «ряд военных сцен, под общим названием «Варвары», скopee может быть назван эпической поэмой, в которой картины заменяют главы ... Для лучшей передачи своих впечатлений художник не побоялся, как сказано, развить один и тот же сюжет во многих картинах, дать несколько непрерывно один за другим следующих моментов одного события». Именно так сам художник характеризует цикл в письме к художественному критику Стасову.

Верещагин задумал «Апофеоз…» не как отдельную картину, но как часть одного события, раскрываемого серией картин, поэмой из нескольких глав.

Поэмой, в которой каждый эпизод связан с предыдущим и приготовляет следующий. Смотреть на «Апофеоз войны» вне цикла «Варвары» — уподобляться лошади с шорами на глазах.

Цикл состоит из картин—эпизодов:

  • Высматривают
  • Нападают врасплох!..
  • Окружили, преследуют
  • Представляют трофеи
  • Торжествуют
  • У гробницы святого — благодарят всевышнего
  • Апофеоз войны
Сюжет поэмы в картинах трагичен: варвары нападают на русский отряд, отряд гибнет, отрезанные головы солдат доставляют эмиру бухарскому, затем эти головы выставляются на потеху толпы в Самарканде и в заключение мы видим, что из этих голов убитых русских воинов сложили пирамиду, подобную тем, что складывались по приказу самаркандского правителя Тамерлана.
Кульминацией цикла является картина Торжествуют, на раме которой Верещагин написал «Так повелевает Бог! Нет Бога, кроме Бога!» — наводящая на мысль, что варвары в Самарканде глумятся над телами побежденных не из простой прихоти, это неотъемлемая часть варварства.

Первоначально «Апофеоз войны» должен был называться «Апофеоз Тамерлана». Башня из черепов прямо апеллирует к историческому преданию о Тамерлане, который якобы приказывал воздвигать башни из отрубленных голов. Но позже замысел Верещагина изменился, картина была включена в художественную поэму «Варвары» под более подходящим названием.

Впрочем, давайте дадим слово художнику. Вот как публике представлял эту картину сам Верещагин.

Апотеоза войны. Описание картины В. В. Верещагиным

Страница из Каталог картинам, этюдам и рисункам В. В. Верещагина. Пояснительный текст составлен самим художником // Москва, 1876. Cкриншот цифровой копии книги в формате pdf.
Страница из Каталог картинам, этюдам и рисункам В. В. Верещагина. Пояснительный текст составлен самим художником // Москва, 1876. Cкриншот цифровой копии книги в формате pdf.

ж) АПОТЕОЗА ВОЙНЫ. «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящими и будущим» (1872. Мюнхен). Эта картина исторически верна: Тимур или Тамерлан, заливший кровью всю Азию и часть Европы, и считающийся теперь великим святым у всех средне-азиатских магометан, везде сооружал подобные памятники своего величия. В новейшие же времена голова знаменитого немецкого путешественника Шлагинтвейта также попала, судя по средне-азиатским рассказам, в подобную гору черепов.

Обратите внимание, что картина значится не под цифровым номером, а обозначена подпунктом ж). Именно потому, что Верещагин не считал картину отдельным произведением, но лишь частью общего сюжета.

Почему Верещагин нарисовал цикл Варвары и картину «Апофеоз войны»

Большая часть действия «поэмы» «Варвары» происходит в Самарканде — в бывшем дворце Тамерлана Кук-сарай, на площади Регистан, самаркандской гробнице Гур-Эмир и наконец и самый «Апофеоз войны» прямо отсылает к правителю Самарканда Тамерлану.

Выше было отмечено, что цикл «Варвары» был создан Верещагиным по заказу, на средства и под прямым контролем Русской императорской армии, в лице генерал-адъютанта фон Кауфмана. Впервые же картины цикла были показаны широкой публике в Лондоне.

Что же связывает русского генерала, Лондон и Самарканд?

Ответ прост: Индия и история.

Александр Македонский, парфяне, Саманиды, Чингиз-хан, Тамерлан, Бабур и тимуриды, Надир-шах.

Не беспокойтесь, если никогда не слышали о ком-то из перечисленных. Автор этих строк и сам о них имеет смутное представление. Важно лишь что всех перечисленных объединяет одно. Все они захватывали Самарканд, а затем совершали военные походы в Индию.

Нельзя сказать «кто завоюет Самарканд, тот отправится грабить Индию». Но тенденция такая была.

К середине XIX века Индией завладели англичане и считали ее «жемчужиной Британской империи» Уроки истории англичане знали прекрасно и берегли Индию как зеницу ока.

Всего за сотню лет до создания картины «Апофеоз войны» Самарканд был захвачен грозным Надир-шахом. После Самарканда Надир-шах отправился в поход на Индию и разграбил Дели.

Надир-шах, завоеватель Самарканда и Индии. Миниатюра 1769 года. Источник: wikipedia.org.
Надир-шах, завоеватель Самарканда и Индии. Миниатюра 1769 года. Источник: wikipedia.org.

Да и самую Индию англичане отняли у Великих моголов, потомков самаркандского же правителя Бабура. В более отдаленной перспективе Великие моголы были потомками Тамерлана. Того самого Тамерлана, отсылки к которому изобилуют в серии картин «Варвары».

Историю англичане знали очень хорошо. И когда в 1868 году Самаркандом овладели русские войска — англичанам было о чем беспокоиться. Тем более, что со времен Наполеона и Павла I были широко известны планы вторжения русских войск в Индию.

Англичане развили активную дипломатическую деятельность, стремясь не допустить присоединения Самарканда к Российской империи. Российская и Британская империя в XIX веке были соперниками, а временами даже противниками на поле боя. Но в 60-70-х годах XIX века конфликтовать с англичанами русские власти были не готовы. Император Александр II колебался и временами был даже готов отказаться от Самарканда.

К. П. фон Кауфман, патрон В. В. Верещагина. Под его руководством русские войска заняли Самарканд. Готовил поход на Индию. Источник: wikipedia.org.
К. П. фон Кауфман, патрон В. В. Верещагина. Под его руководством русские войска заняли Самарканд. Готовил поход на Индию. Источник: wikipedia.org.

Вот тут-то на сцену и выходит К. П. фон Кауфман, патрон Василия Верещагина, русский генерал, захвативший Самарканд и заинтересованный в сохранении Самарканда под властью Российской империи. Именно фон Кауфман отправляет Верещагина нарисовать картины, которые «наглядным образом могут ознакомить «цивилизованный мир» с самаркандским варварством».

Неявной целью этой миссии было убедить «цивилизованный мир» (читай: англичан) в насущной необходимости официального присоединения Самарканда к Российской империи.

Цикл Варвары как политический памфлет

Выше был пересказан сюжет цикла «Варвары». Каждая картина цикла по отдельности и все они вместе должны убеждать зрителя: в Самарканде живут и правят варвары. Которые верят, что бог велит им резать головы. И поэтому они нападают, режут головы и складывают башни из черепов. И так и будет, пока в Самарканде правят варвары. Таков посыл цикла в целом.

На случай, если зрители — точнее английские зрители — сами не поймут смысл послания, цикл «Варвары» был заботливо расшифрован самим Верещагиным.

В каталоге первой персональной выставки Верещагина сам художник писал прямым текстом: «Варварство среднеазиатского населения так явно, его экономическое и социальное положение так низко, что чем скорее проникнет в эту страну европейская цивилизация, с той или другой стороны, тем лучше. Если эти правдивые наброски помогут рассеять сомнения английской публики относительно их настоящих друзей и соседей в Средней Азии, трудности путешествия и выставки будут более чем вознаграждены».

С какой именно стороны в Самарканд должна проникнуть европейская цивилизация художник предоставлял судить судить самим зрителям. Да хоть бы и из английских владений в Индии, если только англичане сумеют пробиться через разделяющие их страны. Главное — обуздать варваров в Самарканде. Не дать им нападать на окружающие страны — и Индию в том числе! — и воздвигать башни из отрезанных голов. Вроде той, что показана на заключительной картине цикла «Варвары». И английская публика должна понять, догадаться и сообразить, кто же ее настоящие друзья и соседи в Средней Азии.

Еще одно изображение Хрустального дворца, в котором состоялась первая персональная выставка В. В. Верещагина и публике демонстрировалась картина «Апофеоз войны». Русская армия и фон Кауфман стремясь обработать английское общественное менение не поскупились. Источник: wikipedia.org.
Еще одно изображение Хрустального дворца, в котором состоялась первая персональная выставка В. В. Верещагина и публике демонстрировалась картина «Апофеоз войны». Русская армия и фон Кауфман стремясь обработать английское общественное менение не поскупились. Источник: wikipedia.org.

Русско-английские переговоры о судьбе Средней Азии и Самарканда

Достоверно неизвестно, насколько хорошо Верещагину удалось обработать английское общественное мнение. Но именно в 1873 году, после первой персональной выставки Верещагина в Лондоне, в Лондоне же состоялись русско-английские переговоры по разграничению в Средней Азии. Англичане согласились на включение Самарканда в состав Российской империи в обмен на российское обещание не вмешиваться в дела Афганистана.

После того — не значит вследствие того. Но попробуйте поверить, что российская армия тратит казенные средства на трехлетнюю командировку Верещагина в Мюнхен, организует первую персональную выставку никому не известного художника Лондоне — и это лишь совпадение с переговорами о разграничении в Средней Азии.

Маленький штришок: цикла Варвары задумывался художником состоящим из девяти картин, художник нарисовал лишь семь и больше к среднеазиатской тематике не возвращался. Объяснение простое: сколько успел, столько и нарисовал. А по выполнении заказа военных властей смысла разрабатывать тему больше не было.

Почему искусствоведы описывают картину «Апофеоз войны» как отдельное и самостоятельное произведение?

Потому что это тяжелое наследие советских времен. После Октябрьской революции понадобилось разделить русских живописцев на достойных включения в новую пролетарскую культуру, и идеологически чуждых, подлежащих забвению. Верещагина было решено включить в корпус предтеч новой культуры, тщательно замаскировав и замылив его приближенность к власть предержащим. И работу на русскую армию. Было даже выдумано якобы преследование художника властями и генералами русской армии.

Маленький штришок: в 1877 году осаду Плевны в Болгарии Верещагин наблюдал из ставки императора Александра II. Кто — то верит, что преследуемого властями художника могли допустить в ставку российского императора? Пожалуйста, отпишитесь в комментариях, было бы интересно пообщаться.

В 30-е годы в СССР творчество Верещагина было «переосмыслено», а его картинам приписали новый смысл. Страсти, некогда кипевшие по поводу присоединения Самарканда к тому времени утихли и стали неактуальны. Да и представлять художника адептом завоеваний было политически неграмотно. Поэтому «Апофеоз войны» искусственно отделили от остальной серии «Варвары» и заретушировали словоблудием про антивоенный посыл картины.

Заключение

Картины Верещагина представляют собой род высокохудожественных политических плакатов.

Автор этих строк уверен, что эта мысль претит большинству прочитавших этот текст.

Но попытайтесь вспомнить, где вы видели сюжет башни из черепов? Правильно — в многочисленных фотоколлажах, мемах на тему политики и политических же плакатах. Или же обложках книг явно пропагандистского направления. Сила художественного дара Верещагина-пропагандиста пережила его самого и превзошла его замысел. Созданный им для политических целей образ оказался настолько «заряжен», что эксплуатируется и поныне. И это не совпадение.

Василия Верещагина следует признать величайшим русским пропагандистом, а «Апофеоз войны» — самым удачным его пропагандистским плакатом.