«Этакая смесь нигилизма с хамством» -
вечная характеристика молодежи из любимого многими фильма «Курьер» (1986, режиссер Карен Шахназаров).
Одноименная повесть, по которой он снят, вышла в 1982 году в журнале "Юность", задолго до перестройки. К.Шахназаров написал ее в возрасте 30 лет, сумев шедеврально отразить окружающую действительность. Здесь вспоминаются мудрые слова Джо Байдена: «Никаких серьезных отношений с парнями, пока тебе не исполнится 30 лет». Вероятно, к парням это тоже можно отнести, поскольку к 30 годам появляется более или менее глубокая рефлексия. У К.Шахназарова она воплотилась в бессмертном литературном произведении.
Диалог из отрывка героев Федора Дунаевского и Олега Басилашвили полностью повторяет повесть. Предположим, что автор описывал не только что возникшие, а существующее несколько лет явления, возможно в которых он сам «варился» будучи молодым, и попадаем уже в 70-е годы.
Потребности - это ценность
Про фильм написано масса всего, попробуем не повторяться. Квартира в центре города, машина, дача за городом и работать поменьше – потребности, которые молодой человек (Ф.Дунаевский) обозначает как принципы жизни, на что получает замечание, что материальные блага надо заслужить тяжелым трудом. Незадолго до этого, в 1970 году психолог ученый Абрахам Маслоу во втором издании своей книги «Мотивация и личность» отметил, что базовые инстинктоподобные потребности следует рассматривать как права.
Удовлетворение названных потребностей необходимо, чтобы быть человеком в полном смысле слова, и поэтому они могут считаться естественными правами.
И пусть машина и дача к таковым не относятся, в эпизоде они оттеняют проблему, но желание кушать и где-то укрыться от непогоды, поспать, остается. Питание и жилье не дается бесплатно, для этого нужно работать, и совершенно правильно замечание главного героя, что такая картина получается грустной. Человечество, считая себя самым развитым видом, имеющим сознание, недалеко ушло от своих животных предков, фактически социализировав борьбу за существование в виде необходимости работать для обеспечения базовых потребностей.
Автомобиль и дача – также не нечто сверхъестественное и может быть в каком-то роде отнесено к простым потребностям, вроде безопасности, позволяющими передвигаться не в толпе, сменить обстановку, окружение на некоторое время и т.п. В коротком фрагменте фильма автором вскрыта дисфункция общества, его неспособность обеспечить удовлетворение личных потребностей, которая привела к усталости от социального строя, поэтому в 90-е годы произошла чрезмерная абсолютизация этих потребностей силами и мыслями молодежи 70-х и 80-х и поляризация населения на бедных и богатых. Вряд ли можно говорить о достижении какого-то равновесия в 21 веке, тем более когда всевозможные кризисы и запреты ограничивают реализацию потребностей. В связи с этим, возможно, фильм, показывающий, что потребности - ценность, будет актуален всегда.