Волонтёры Петербурга: «Фонд против ДТП»

Безопасный мир вокруг нас – это не только стечение обстоятельств, уровень прогресса или ответственное отношение к инфраструктуре, но ещё и наше внимание к собственным действиям и помощь ближнему. Если мы способны выполнять элементарные правила дорожного движения, не пренебрегаем излишней осторожностью, то мы создаем чуть более комфортные условия для всех, кто находится рядом с нами. И вовремя предупредить ближнего о возможной угрозе – это шанс предотвратить трагедию. И зачастую профилактика дорожно-транспортного травматизма приносит не меньшие плоды, чем помощь после удручающих последствий. Именно в этих двух направлениях работает сегодня «Фонд против ДТП», который был основан после одной из десятков тысяч трагедий, которые ежегодно происходят на дорогах нашей страны.

Безопасный мир вокруг нас – это не только стечение обстоятельств, уровень прогресса или ответственное отношение к инфраструктуре, но ещё и наше внимание к собственным действиям и помощь ближнему.

Личная история подтолкнула к тому, чтобы учредить фонд, который вот уже пять лет помогает людям, попавшим в ДТП. Об этом нам рассказала исполнительный директор фонда Полина Васильева:

Наша основная задача, уставная деятельность - адресная помощь людям, которые самостоятельно не могут восстановиться, получили серьезные травмы: черепно-мозговые или спинальные. В таких случаях реабилитация нужна оперативная, быстрая, тогда будет эффект и возвращение к обычной жизни более вероятно. Реабилитация стоит очень дорого. Никто не готовится к ДТП, выходя из дома, когда это происходит, семья попадает в очень уязвимое положение. Людям сложно найти большую сумму, чтобы помочь справиться с последствиями аварии своему родственнику или себе самому. В этот момент подключаемся мы. К нам обращается семья или сам пострадавший, мы находим средства и определяем в клинику, которая человеку лучше подходит по месту жительства, или куда его направляет лечащий врач.

Зачастую одной реабилитации бывает недостаточно, и пострадавшие в ДТП вновь и вновь обращаются за помощью в фонд. А это огромные деньги, которые сотрудники организации пытаются собрать, обращаясь к неравнодушным гражданам и компаниям, готовым предоставить финансовую поддержку.

Зачастую сами врачи рекомендуют обратиться в фонд, потому что за 5 лет мы приобрели определённую известность и репутацию в этом поле. Вторая история - это интернет. Начинают искать, что делать, как быть. Также узнают через сарафанное радио. Сейчас уже для нас это очень здорово и приятно, что мы на слуху. Мы не пугаем, не показываем переломы, страшные кровавые истории. Мы показываем человека таким, каким он был до аварии, пишем его историю на сайте, публикуем в соцсетях, просим помочь, присоединиться к сбору, чтобы быстрее его закрыть и отправить человека на оздоровление. Каналы фандрайзинговой коммуникации, это физические лица, это самое важное и объёмное, что может помогать. В этом есть некая стабильность, когда люди подписываются на регулярный платёж - чем больше этих людей, которые подписались, тем стабильнее наша работа. У нас есть компании, которые помогают нам регулярно, мы делаем совместные акции. Из последнего была интересная история с одним кафе. Они продавали десерты, 50% от стоимости которых перечислялось в фонд. Таким образом мы собрали полмиллиона на реабилитацию ребёнка.

Для сотрудников фонда не важно, сколько лет пострадавшему, его социальный статус или жизненные позиции, и даже не имеет значения виновен ли он в ДТП или стал ее случайной жертвой. Главное, насколько эффективно и во время будет оказана помощь. И как вернуть человека к привычной жизни без каких-либо последствий. Такие глобальные задачи требуют серьезных вложений, причем не только материальных, но и кадровых. Поэтому в фонде очень ценят поддержку от волонтеров. Об этом Полина Васильева:

Мы небольшой фонд, штат состоит из 5 человек, поэтому большой объём работы помогают делать наши сторонники. Для производства интересных буклетов мы часть обращаемся к услугам дизайнеров-волонтёров. Работу, которую мы не можем сами себе позволить, помогают делать наши друзья. Это существенно облегчает нашу жизнь. Также важно заниматься снижением вреда, без профилактики и пропаганды, мы не увидим снижения количества ДТП. Это невозможно, мы будем бесконечно помогать тем, кто страдает, но не будем работать на снижение количества аварий. Мы всегда про это думали, но, к сожалению, не было возможности заниматься именно профилактическим направлением активно, делать что-то регулярно. В этом направлении мы провели серию мероприятий. В прошлом месяце были в детских библиотеках Петербурга, выступили на большом благотворительном фестивале в "Севкабель Порт" и остаёмся помогать. Там было также красивое, интересное мероприятие по профилактике и оказанию первой помощи. Силами волонтёров мы идём в массы, пропагандируем ответственное поведение самого человека.

Один из волонтеров, который активно помогает в деятельности «Фонда против ДТП», Александр Кувшинов. Сам Александр долгие годы учил начинающих автолюбителей постигать азы водительского мастерства, и как никто прекрасно владеет информацией о безопасном поведении на дорогах.

Я посещаю детские учреждения, рассказываю про ПДД, что можно делать, чего делать не стоит. Зачастую приходится работать даже не просто по информации, а по убеждению людей, что так делать нельзя. Здесь кроется, наверно, самое основное, если мы как-то поменяем мышление, то всё будет хорошо. Большинство не готово обучаться, нет базовой потребности к знаниям, к обучению. Каждый думает, что с ним такого не произойдёт - год не случалось, два не случалось, почему случится на третий год, например? Люди не готовы впитывать информацию, не готовы менять себя, стиль вождения.

И не исключено, что именно с такими уверенными в себе и бесстрашными людьми, которых миновали неприятности на дороге, в какой-то момент может случиться непредвиденное. Волонтерам, которые занимаются профилактикой дорожно-транспортного травматизма, необходимо найти нужные слова и наиболее работающие методики, чтобы донести до каждого человека важность быть предельно сосредоточенным во время движения.

Думаю, пугать - тоже не самый эффективный метод, дойти должно каким-то логическим путём. Мы рассказываем, что такое человек, потому что от водителя на 90% зависит попадёт он в аварию или нет. Не от среды, внешних факторов, не от другого водителя. Если автомобилист обладает какими-то базовыми знаниями и умениями, то есть знает и соблюдает правила дорожного движения, умеет правильно управлять автомобилем, это хорошо. Но есть ещё более широкое понятие - безопасность дорожного движения. То есть водитель должен быть внимателен, знать, что из себя представляет он сам и, что наши возможности, как человека не безграничны, осознавать, что не всё возможно на дороге, в некоторых моментах нужно себя сдерживать.

Дорожно-транспортное происшествие – это целая цепочка событий, которые в итоге приводят порой к очень неприятным последствиям. И если бы не было хотя бы одного звена, если бы человек среагировал иначе, если бы заранее предусмотрел возможный исход – можно было бы избежать многих трагедий. На своих занятиях волонтеры объясняют многие аспекты, даже, казалось бы, самые элементарные, но если внимательно следовать простым правилам, ты наверняка никогда не пополнишь статистику жертв ДТП. Продолжит Александр Кувшинов:

Здесь нельзя дать какой-то один совет. В целом, если мы говорим о том, чтобы массово излечить автолюбителей, то, наверно, надо менять культуру поведения. Простейший пример, может быть вы видели перекрёсток в Дели, как там проезжают люди, выглядит как хаос. Но, берём аналитику, выходит, что аварий там нет, в отличие от наших перекрёстков, где, казалось бы, действуют ПДД. Всё потому, что индус, садясь за мотоцикл, думает, что сейчас уже "прилетит", он внимателен. Поэтому я утверждаю, что прежде всего культура и внимание. Мы должны постоянно думать о дороге, не о телефоне, а о текущем моменте - я сейчас управляю транспортным средством, должен смотреть какой у меня светофор горит, какие стоят знаки, кто едет рядом, может быть кто-то не соблюдает ПДД. Ведь авария может не случиться просто потому, что я заметил нарушителя и отказался от приоритета, что, кстати, многие тоже не готовы делать. На своих занятиях я периодически задаю вопросы, многие в ответ спрашивают - а что мне за это будет, а какой будет штраф? То есть люди не думают, что надо пристегнуться, потому что это необходимо для безопасности, все думают, что нужно пристегнуться, потому что могут выписать штраф в 500 рублей.

Сотрудники фонда регулярно сталкиваются с историями, которых могло бы и не быть. Где-то добавил скорости, где-то не посмотрел на знаки, где-то не заметил пешехода – и ты уже виновник, участник или пострадавший. Кстати, довольно часто люди, попавшие в такие неприятности, сами становятся волонтерами «Фонда против ДТП», и уже на своем личном примере пытаются донести до всех участников дорожного движения одну главную мысль – безопасность, прежде всего, зависит от нас самих.