Найти в Дзене

Что происходило в России тогда, когда писался роман «Князь Серебряный», и что тому предшествовало

Нам кажется, что в современном мире ни одно произведение не может существовать отдельно от историко-бытового контекста эпохи, в которую оно создавалось. В преддверии премьеры мюзикла Аркадия Укупника "Князь Серебряный" рассказываем о том, что происходило в России, когда жил и работал Алексей Толстой.
Алексей Константинович Толстой хоть и был увлечен историей (и отлично видел параллели прошлого и настоящего), но, как и все, творящие по признанию, идеи черпал в происходящем вокруг. В этом материале — о том, что происходило в России тогда, когда писался роман «Князь Серебряный», и что тому предшествовало. Напомним, что роман начат в 40-е годы XIX века и закончен в 1861 году… …Николай I (внук Екатерины II и отец будущего Александра II) был третьим сыном Павла I и не должен был насле­довать престол. Но из всех сыновей Павла только у не­го родился сын, и во вре­мя царствования Александра I семья реши­ла, что наслед­ником должен быть именно Николай. Как большинство великих князей, Николай по

Нам кажется, что в современном мире ни одно произведение не может существовать отдельно от историко-бытового контекста эпохи, в которую оно создавалось. В преддверии премьеры мюзикла Аркадия Укупника "Князь Серебряный" рассказываем о том, что происходило в России, когда жил и работал Алексей Толстой.

Алексей Константинович Толстой хоть и был увлечен историей (и отлично видел параллели прошлого и настоящего), но, как и все, творящие по признанию, идеи черпал в происходящем вокруг.

В этом материале — о том, что происходило в России тогда, когда писался роман «Князь Серебряный», и что тому предшествовало. Напомним, что роман начат в 40-е годы XIX века и закончен в 1861 году…

…Николай I (внук Екатерины II и отец будущего Александра II) был третьим сыном Павла I и не должен был насле­довать престол. Но из всех сыновей Павла только у не­го родился сын, и во вре­мя царствования Александра I семья реши­ла, что наслед­ником должен быть именно Николай.

Как большинство великих князей, Николай получил в первую очередь военное образование. Помимо этого, он увлекался естественными науками и инженерией, но гумани­тар­ные науки его не интересовали. Философия и политэкономия вообще про­шли мимо него, а из истории он знал только биографии великих правителей и полководцев, но не имел представления о причинно-следственных связях или исторических процессах. К престолу его никогда и не готовили!

Со смертью Александра I в России был странный двухнедельный период междуцарствия и последующей переприсяги…

Никита Серебряный (Павел Иванов) и Елена (Арина Чернышова)
Никита Серебряный (Павел Иванов) и Елена (Арина Чернышова)

Восшествие Николая на престол ознаменовалось кровопролитием подданных: он счел произошедшее промыс­лом Божьим — и решил, что призван Господом для борьбы с революционной заразой не только у себя в стране, но и вообще в Европе. Он оказался на престоле, будучи абсолютно убежденным в том, что самодержавие — единственная форма правления, способная привести Рос­сию к развитию и избежать при этом потрясений. Последние годы царство­вания его старшего брата казались ему слишком дряблыми и невразумитель­ными: управление государством, с его точки зрения, разболталось, и поэтому ему прежде всего нужно было взять все дела в свои руки — при помощи советников он определился с идеологией правления («Православие, самодер­жавие, народность — парафраз оформившегося в начале XIX века военного лозунга «За веру, Царя и Отечество») и создал Тре­тье отделение Соб­ствен­ной Его Импера­тор­ского Величества канце­лярии (с помощью которой собирался контролировать все, что происходило в разных слоях общества).

Для воспитания в под­данных благо­надежности и верности престолу Нико­лай I значительно усилил цензуру (введя «Чугунный устав» о 230 запретительных статьях), затруднил детям из неприви­легированных сословий поступление в университеты и сильно ограничил универси­тет­ские свободы.

Положение дворянства и крестьянства было крайне тяжелым: поме­щики разорялись, в кре­стьянской среде зре­ло недовольство, крепо­стное право тормозило развитие экономики.

Стрем­ление Николая I держать все управление страной в соб­ственных руках (к 1840-м годам губернатор подпи­сывал около 270 документов в день и тратил на это — даже поверхностно просматривая бумаги — до пяти часов) при­вело к тому, что управ­ление было формализо­вано, число чиновников увеличилось и обществу было запрещено оценивать (и хвалить, и порицать) работу чинов­ничества. В результате вся система управления забуксовала, а масштабы казно­крадства и взяточничества стали огромными. В результате бюрократия сама по себе стала мощной социально-политической силой, превратилась в своеобразное третье сословие — и начала защищать соб­ственные интересы.

Было и хорошее: систе­ма­тизировано зако­но­датель­ство (все-все-все указы и законы со времён Петра сведены в единые 45 томов), реформи­ро­вана финансовая система (все было приведено к серебряному рублю), произведена транспортная революция (строительство ж/д сообщения и системы шоссе). Кроме того, в России при поддержке правительства развива­лась промышленность.

До начала 1850-х годов внешняя политика Николая I была достаточно успешной: правительству удалось защитить границы от пер­сов и турок и не допустить в Россию революцию.

Во внешней политике перед Николаем I стояли две основные задачи. Во-пер­вых, ему надо было защитить границы Российской империи на Кавказе, в Кры­му и в Бессарабии от наиболее воинственных соседей, то есть персов и турок. С этой целью были проведены две войны — Русско-персидская 1826–1828 го­дов  и Русско-турецкая 1828–1829 годов, и обе они привели к замечательным результатам: Россия не только укрепила границы, но и заметно усилила свое влияние на Балканах. Во-вторых, Николай I ставил перед собой цель не пропустить революцию через европейские границы Российской империи. Кроме того, с 1825 года он считал своим священным долгом борьбу с революцией в Европе. В 1830 году русский император был готов отправить экспедицию для подав­ления революции в Бельгии, но ни армия, ни казна не были к этому готовы, да и европейские державы не поддержали намерений Зимнего дворца. В 1831 году российская армия жестко подавила польское восстание — Польша стала частью Российской империи, польская конституция была уничтожена, а на ее территории было введено военное положение, которое сохранялось до конца царствования Николая I. Когда в 1848 году Николай I был не на шут­­ку встревожен: он предлагал выдвинуть армию к французским гра­ницам и думал о том, чтобы своими силами подавить революцию в Пруссии. Наконец, Франц Иосиф, глава австрийского императорского дома, попросил его о помощи против восставшей Венгрии — в 1849 году русская армия присоединилась к австрийским войскам и спасла австрийскую монар­хию от рас­­пада. Так или иначе, границ Российской империи революция так и не перешагнула.

Но параллельно Россия еще со времен Александра I вела войну с горцами Север­ного Кавказа. Эта война шла с переменным успехом и растянулась на долгие годы.

Репетиция мюзикла
Репетиция мюзикла

В целом внешнеполитические действия правительства в царствование Нико­лая I вполне можно назвать рациональными: оно принимало решения исходя из целей, которые само перед собой ставило, и реальных возможностей, кото­рыми обладала страна.

Однако в начале 1850-х годов Николай I допустил ряд ката­стро­фичес­ких просчетов и всту­пил в войну с Османской империей. Англия и Фран­ция встали на сторону Тур­ции, Россия стала терпеть поражение. Это усугубило и многие внутренние проб­лемы. В 1855 году, когда ситуация была уже очень тяжелой, Николай I неожи­данно скончался, оставив своему наслед­нику Алек­сандру страну в крайне тяжелом положении. Крымская война проявила все проблемы, связанные с построенной Николаем I системой управления: не работали ни снабжение армии, ни транспортные пу­ти; армии не хватало боеприпасов.

За военными неудачами последовали проблемы внутренние. Россия попала в аб­солютную дипломатическую пустоту: с ней разорвали дипотношения все страны Европы, кроме Ватикана и Неаполитанского королев­ства, а это означало конец международной торговли, существовать без кото­рой Российская империя не могла. Общественное мнение в России начало резко меняться: многие даже консервативно настроенные люди считали, что поражение в войне будет для России полезнее, чем победа, полагая, что побеж­дена будет не столько Россия, сколько николаевский режим…

…В Петербурге стали распространяться слухи о самоубийстве: якобы император потребовал у своего доктора дать ему яд. Опровергнуть эту версию невозмож­но, но свидетельства, ее подтверждающие, представляются сомнительными, тем более что для искренне верующего человека, каким, несомненно, был Николай Павлович, самоубийство является страшным грехом. Скорее дело было в том, что неудачи — как на войне, так и в государстве в целом — серьезно подорвали его здоровье.

По легенде, разговаривая перед смертью с сыном Александром, Николай I сказал: «Сдаю тебе мою команду, к сожалению, не в том порядке, как желал, оставляя много хлопот и забот».

Александру II (детскому приятелю Алексея Толстого, как мы помним) нужно было завершить войну как можно быстрее. И он это сделал. Уже в марте 1856 года был заключен Парижский мир, условия которого для Российской империи в сложившейся ситуации были более чем приемлемые: Россия фактически не несла территориальных убытков. Только после того, как в этом вопросе была поставлена точка, состоялась официальная коронация императора Александра II в Успенском соборе Московского Кремля.

Как правитель Александр II начал с либеральных преобразований: он обдумывал их уже давно.

Крепостное право официально отменил в России именно Александр II – в 1861 году, и это один из водоразделов нашей истории. Реформу критиковали за незавершённость (по ней, в частности, крестьяне не наделялись землей, и это де факто оставляло их в зависимости от помещиков), но она стала важной частью целого комплекса либеральных реформ, к которым, как показало время, страна была не готова.

Император, который позже получит прозвище «Царь-Освободитель» лавировал между интересами разных политических групп, и стоял на пороге целой череды реформ…

То есть здесь очень важно понимать, что роман «Князь Серебряный» появился в бурное и сложное время. Страна находилась на одном из рубежей своей истории: революционная ситуация поставила все классы, все общественные слои перед острыми вопросами и выбором дальнейшего пути. Происходило качественное обновление русского общественного движения в условиях разделения страны на два лагеря: демократический и консервативный. Дворянский класс по-прежнему стремился сохранить свое господство, хотя и внутри него не было единства. В страхе перед революцией «снизу» господствующим классом было ликвидировано крепостное право, но социальные проблемы решены не были. Сама эпоха требовала от искусства активного участия в борьбе за утверждение ясного общественного идеала!

В одном из стихотворений А.К. Толстой определил свое место в современной ему идейной борьбе: «Двух станов не боец, но только гость случайный». Взгляды Толстого можно охарактеризовать как своеобразную аристократическую оппозицию самодержавию при сохранении самого самодержавия.

В следующем тексте — о том, как создавался роман!