Галилейское море, находящееся недалеко от Голанских высот, самое большое пресноводное озеро в Израиле. Размерами оно приблизительно 53 км по окружности, около 21 км в длину и 13 км в ширину. Общая площадь озера составляет 166 км. м и его максимальная глубина приблизительно 43 м. Расположено оно на отметке 209 м ниже уровня моря.
Озеро очень часто упоминается в Новом Завете под названием Море Галилейское в Тивериаде (Евангелие от Иоанна 6:1), в то время как в Ветхом Завете оно называется Море Киннереф, хотя часто в разных источниках называют Кинерет, (Книга числа 34:11; книга Иисуса Навина 13:27). Большая часть служений Иисуса произошла на берегу этого моря. В древние времена вся береговая линя моря была застроена деревнями и поселениями, жители которых занимались рыболовством и торговлей.
Синоптические Евангелия от Марка (1:14-20), Матфея (4:18-22) и Луки (5:1-11) описывают как Иисус выбрал четырёх своих Апостолов из рыбаков с берега Галилейского моря: Симона и его брата Андрея, и братьев Иоанна и Иакова. Считается, что Иисус прочитал свою Нагорную проповедь на холме с видом на море, и многие из его чудес произошли именно здесь. В том числе - хождение по водам, усмирение бури и где Иисус накормил 5000 своих последователей от "пяти ломтей хлеба и двух рыб" (в Табхе).
Мы проезжали на автобусе с экскурсионной группой мимо моря, частично огибая его. Экскурсовод рассказал, что сюда на побережье приезжает много отдыхающих, искупаться и позагорать, что мы в общем-то и зафиксировали. Здесь же недалеко у нас была остановка на обед в одном из местных заведений. Путь наш лежал на самый сеевр Галилейского моря в православный монастырь Двенадцати Апостолов. По преданию, Церковь Двенадцати Апостолов стоит на месте дома, где Господь исцелил паралитика. Церковь была построена Иерусалимской Патриархией греческой православной церкви в 1925 году при Патриархе Дамиане I в восточной части руин города Капернаума. Однако участок земли был куплен еще в конце XIX века, на территории древнего Капернаума, города, где так много проповедовал Христос, города, гибель которого он предрек.
После образования государства Израиль в 1948 году, храм оказался на пограничной территории между Израилем и Сирией и пришел в упадок. Напряженность отношений между этими странами привела к тому, что жить в пограничной территории монахи не смогли, а паломники, соответственно, также не посещали храм. В результате, местные друзы (народность) осквернили церковь, устроив в ней коровник. После шестидневной войны 1967 года граница переместилась на Голанские высоты, и греческая патриархия потребовала от Израиля вернуть территорию и строения монастыря. Это произошло в 1969 году.
На этом месте царило страшное запустение. Церковь была полуразрушена, ее окружали лишь сухие колючки. Даже водопровода не было. По словам отца Иринарха (единственному насельнику монастыря, благодаря которому он существует), в храме тогда стоял слой навоза высотой в 70 сантиметров. Икон не осталось, со стен осыпалась штукатурка, потому что оконные стекла были выбиты, и вода затекала внутрь во время дождей. Сохранился только каменный иконостас, сооруженный еще при Патриархе Дамиане в 1931 году.
В 1995 году его начал расписывать Константин Дзумакис - художник из Северной Греции, из области Македония. В росписи храма запечатлены Евангельские сюжеты: усмирение бури, хождение по водам, удивительный улов рыбы, исцеление больного и другие. Главная святыня храма – Икона Божией Матери «Страстная», от которой было явлено много чудес.
В 2000 году к празднованию 2000-летия Рождества Христова ЮНЕСКО выделила деньги для обустройства святых мест. В результате использования этих средств в монастыре появился водопровод и канализация. До этого отец Иринарх ездил за водой на машине в ближайшую деревню. Однако деньги, выделенные ЮНЕСКО, – исключение из правила. А правило таково, что благоустройство храма осуществляется на средства паломников. Вода была проведена от минерального источника «Мей Эден» - райская вода. Здесь всегда можно утолить жажду. «Поилка» построена из местного черного камня и древних базальтовых колонн, найденных на участке.
Монах Иринарх начинал восстановление заброшенной церкви в одиночку, насадил, как заповедано Библией, плодоносные деревья. Теперь летом созревает шелковица, осенью - гранаты, зимой - цитрусовые всех видов и размеров. Виноградная лоза дает в жару тень. Круглый год цветут цветы, много кактусов.
На территории проживает и живность: павлин, собаки, кошки. Есть обустроенные места для отдыха паломников - восьмиугольный стол со скамейками и длинный стол в тени беседки, где можно перекусить и насладиться видом Галилейского моря. Здесь можно отпраздновать крещение или венчание. Много народу собирается на церковные праздники.
Мне всегда нравится посещать различные монастыри. Попадая на их территорию ощущаешь какое-то умиротворение и спокойствие. Время как будто начинает замедляться, все тревоги и проблемы уходят на задний план. Появляется лёгкость в сознании. Я думаю это особенно ощущается у людей, которые приехали из больших городов, где все куда-то торопятся, суетятся, где вас постоянно преследует городской шум. Так и в этом монастыре появилось состояние блаженства, особенно на фоне морской глади, фруктового сада и житейского уюта.