6,6K подписчиков

Теория познания Вильгельма Дильтея

Вклад, внесенный Дильтеем в философию вообще и в теорию познания, в частности, был оценен по достоинству уже после его смерти. Отчасти это случилось из-за старомодной терминологии — вместо терминов «культура» и «науки о культуре» (гуманитарные науки) Дильтей пользовался терминами «дух» и «науки о духе», что сразу же помещало его в традицию классического немецкого идеализма (Фихте, Гегель) и романтизма (Фр. Шлегель, Новалис). Таким образом, несмотря на то, что Дильтей, по сути, разрабатывал ту же проблематику, что занимала «философию культуры» конца 19 — начала 20 вв. (Г. Риккерт, В. Виндельбанд, О. Шпенглер), Дильтей долгое время не был включен в ее контекст.

1 Вильгельм Дильтей https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3f/Wilhelm_Dilthey_zZ_seiner_Verlobung.jpg
1 Вильгельм Дильтей https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/3f/Wilhelm_Dilthey_zZ_seiner_Verlobung.jpg

Между тем для дильтеевского подхода характерен ряд моментов, выгодно отличающих его от концепции культуры, предложенной неокантианством. Во-первых, проблематику специфики историко-гуманитарного знания Дильтей, в противоположность Виндельбанду и Риккерту, не сводит к методологическим вопросам. Для Риккерта различение между «науками о культуре» и «науками о природе» обусловлено теоретико-познавательными причинами, а именно особенностями «образования понятий» в различных видах познания — историческом, с одной стороны, и естественнонаучном, с другой. [...]

У Дильтея же различие двух типов познания носит предметный характер: ученому-гуманитарию предстает в известной мере другая действительность, нежели та, с которой имеет дело представитель естественных наук. [...] Свой философский проект Дильтей прямо увязывает с Кантом. Если последний выступил в свое время с «Критикой чистого (т.е. теоретического) разума», то Дильтей предлагает «Критику исторического разума». Рассматривая сферу духа как сферу объективаций человеческой жизни, Дильтей постепенно сближается с Гегелем, чье понятие «объективного духа» он использует в своих поздних работах.

Исключительно важную роль в развиваемой Дильтеем теории познания играет понятие «взаимосвязь», или «целокупность». Оно имеет не только гносеологический и методологический, но и онтологический аспект, обозначая как взаимосвязь знания, так и взаимосвязь действительности. Намереваясь преодолеть восходящий к Декарту субъект-объектный дуализм, Дильтей усматривает исток этого дуализма в искусственном расщеплении данности мира на «внутреннее» и «внешнее». Между тем такое расщепление не существует изначально, а является результатом интеллектуального конструирования. [...]

Дильтей постоянно указывает, что историко-гуманитарное познание имеет дело со сферой объективации, и трактует понимание как репродукцию, воспроизведение запечатленных в произведениях культуры «жизнеобнаружений» (объективаций жизни), но в то же время настойчиво утверждает приоритет психологии в системе социально-гуманитарного знания. Дильтей, как верно указал Гуссерль, так и не преодолел психологизма — редукции смысловых связей к психическим связям. Однако ряд оставленных Дильтеем набросков, а также отдельные фрагменты при жизни опубликованных сочинений, свидетельствует, что он отдавал себе отчет в порочности психологизма и искал выхода из обусловленного психологизмом методологического тупика. [2]

Некоторые факты биографии

Родился Вильгельм Дильтей 19 ноября 1833 в Бибрихе близ Висбадена. Сын пастора реформатской церкви. Изучал теологию в Гейдельбергском, затем в Берлинском университете. В 1864 году он защитил докторскую степень в Берлине и получил право читать лекции. В 1866 году он был назначен на кафедру в Базельском университете; затем последовали назначения в Киль в 1868 году и Бреслау в 1871 году. В 1882 году он сменил Р.Х. Лотце в Берлинском университете, где провел остаток своей жизни.

2 Вильгельм Дильтей https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/df/Dilthey1-4.jpg
2 Вильгельм Дильтей https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/df/Dilthey1-4.jpg

В течение этих лет Дильтей вел спокойную жизнь ученого, лишенного большого внешнего возбуждения и полностью посвященного своей работе. Он искал философскую основу того, что он сначала и довольно неопределенно обобщил как «науки о человеке, обществе и государстве», которые он позже назвал Geisteswissenschaften («гуманитарные науки») — термин, который в конечном итоге получил всеобщее признание для коллективного обозначения областей истории, философии, религии,психология, искусство, литература, право, политика и экономика.

В 1883 году в результате этих исследований был выпущен первый том его Появился Einleitung in die Geisteswissenschaften («Введение в гуманитарные науки»). Второй том, над которым он постоянно работал, так и не появился. Эта вводная работа привела к серии важных эссе; одно из них — его «Идея сверхъестественного и зерглидерной психологии» (1894; «Идеи, касающиеся описательной и аналитической психологии») — спровоцировало формирование когнитивной (Verstehen), или структурной, психологии.

В последние годы своей жизни Дильтей возобновил эту работу на новом уровне в своем трактате Der Aufbau der geschichtlichen Welt в den Geisteswissenschaften (1910; «Структура исторического мира в гуманитарных науках»), которая также осталась незавершенной. [3]

Критика теории Дильтея

Теории Дильтея больше всего не доставало идеи исторической динамики; изучение исторического процесса он заменял изучением (описанием) психического развития личности: почти все его исследования — биографии или биографические очерки. Чтобы сделать свою науку способной к «созидающему синтезу», он вернулся к Гегелю, но заимствовал лишь метафизические элементы его метода, игнорируя диалектику; стержень исторического развития он видел в «метафизическом переживании» гениев-художников, открыто сделав таким образом основным понятием развития — метафизику.

3 Bergson-Dilthey-Nietzsche-Schopenhauer https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1e/BergsonDiltheyNietzscheSchopenhauer.png
3 Bergson-Dilthey-Nietzsche-Schopenhauer https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1e/BergsonDiltheyNietzscheSchopenhauer.png

Однако Дильтей, мировоззрение которого сложилось во времена грюндерства и начала германского империализма, понял невозможность возрождения классического идеализма в ту эпоху и впал в скептицизм. Он представляет звено в длинной цепи развития НицшеШпенглер. [...]

Мир художника отличается, по Дильтею, от мира других людей: он, во-первых, питается поэтической фантазией, à priori входящей в его душевную конструкцию, и во-вторых, художнику свойственно стремление освободиться от давления действительности при помощи присущего ему одному сильного, непроизвольного стремления к созиданию (Bautrieb); таким образом каждое художественное произведение есть оформление питаемого жизненными переживаниями отдельного события. Задачи литературоведения — установить связь между поэзией и переживанием писателя.

Дильтей очень много писал на литературоведческие темы; главные его произведения: серия биографий немецких романтиков, начиная от Новалиса (1865) и кончая Гёльдерлином (1905). [...] Но так как метод Дильтея в целом страдает дуализмом, выражающимся в постоянном колебании между позитивизмом и метафизикой, то и его литературоведческий метод дал право ссылаться на него как формалистически-эстетической школе (Вальцель (нем. Oskar Walzel), Штрих и другие), так и многочисленным течениям внутри духовно-исторической школы (Унгер, Майнк, (Гундольф (нем. Friedrich Gundolf), Цизарц (нем. Herbert Cysarz), Бертрам, Корф, Эрматингер и другие).

Однако все они исходят из того идеалистического положения Дильтея, что «история духа», или «наука о духе», должна строиться на рассмотрении каждой отдельной области культуры как выявления саморазвития единого духа идей эпохи. [4]

Автор: Алексей Александрович Морозов

Интересно? Еще можно почитать

1) «Также и в биографических документа: дневниках, письмах можно бывает почерпнуть такие сведения о внутренних процессах, которые освещают генезис определённых форм духовной жизни. Так, например, чтобы изучить природу воображения, мы сравниваем показания истинных поэтов о происходящих у них в душе процессах с поэтическими произведениями. Что за богатый источник для понимания загадочных процессов, из которых возникает религиозная связь, заключается в том, что нам известно о Франциске Асизском, святом Бернарде, и в особенности о Лютере!

Этот анализ возникновения форм и действия душевной связи по его главным составным частям начинается с тонко расчленённой связи восприятий, представлений и познаний в развитой душевной жизни полноценного человека»...

Этот и еще 114 материалов VIKENT.RU по теме Психология творчества

2) Видео: ПРОБЛЕМЫ / ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ ТВОРЧЕСТВА & КРЕАТИВНОСТИ

3) Видео: # МЕТОДИКИ ВЫСОКОГО УРОВНЯ — НЕ для всех...

Источники

  1. Вильгельм Дильтей на портале VIKENT.RU https://vikent.ru/author/91/
  2. Вильгельм Дильтей . Биография https://filosoff.org/dilthey/

#vikent_ru #Дильтей #великиеличности #великиелюди #творческиелюди #творческиеличности #деньрождения