Логические требования и приёмы законодательной техники (краткий ответ)

Под законодательной техникой понимается система правил, которые предназначены и используются для познавательно-логического и нормативно-структурного формирования правового материала и подготовки текста закона. Данное определение отражает мнение как отечественных (С.С. Алексеев, В.М. Сырых, М.Ю. Тихомиров, А.С. Пигокин и др.), так и зарубежных авторов (И. Мрехеру, А. Нашиц, В. Штейнер, В. Пешка, И. Сабо и др.)[1].

Следует отметить, что «от соблюдения правил законодательной техники во многом зависит степень совершенства законодательства, доходчивость нормативных актов, высокий уровень учета и систематизация законодательства»[2].

Законодательную технику делят на:

1) содержательную часть, связанную с достижением адекватности нормативных актов и реальных общественных отношений;

2) формально-юридическую часть, связанную с приданием реальным общественным отношениям оптимальной правовой формы[3].

«Законодательная техника» и «юридическая техника» понятия не тождественные. В широком смысле юридическая техника – это совокупность технико-правовых средств, способов, приемов и методов, с помощью которых создается нормативных правовой акт или другой письменный документ, содержащий юридические нормы[4].

Таким образом, законодательная техника — это составная часть юридической техники. Следовательно, правила (требования) и приемы юридической техники применимы к законодательной технике.

Так Н.А. Власенко[5] выделяет 5 групп общих правил юридической техники:

1) реквизитные требования (правила внешнего оформления);

2) содержательные правила;

3) структурные правила;

4) языковые требования;

5) логические требования.

Ю.А. Тихомиров[6] выделяет шесть взаимосвязанных групп требований (элементов) законодательной техники:

1) познавательно-юридические требования;

2) нормативно-структурные требования;

3) логические требования;

4) языковые требования;

5) документально-технические требования;

6) процедурные требования.

Исходя из анализа работ Т.В. Кашаниной[7] и В.А. Томина[8], которые посвящены юридической технике, в том числе её содержанию («это различные по характеру и форме выражения правила выполнения юридической работы»), можно выделить следующие шесть групп требований законодательной техники.

1) Содержательные правила, к которым относятся такие правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой, в которой юристу приходится трудиться. Это связано с тем, что профессия юриста в высшей мере социальная: она обращена к людям и выполняется посредством (с привлечением) людей. То есть, любая юридическая деятельность должна быть социально адекватной.

2) Правила логики (логические правила). Юридическая деятельность очень сложна: она состоит, как правило, из нескольких этапов, стадий, операций, протяженная во времени и требует больших затрат нервной энергии. Вот почему во главу угла ставится проблема достижения намеченной цели. Наикратчайшим путем, позволяющим достичь намеченной цели в процессе выполнения юристом профессиональной работы, является соблюдение логических правил как в построении общего плана работы, так и при выполнении отдельных ее этапов, заканчивающихся, как правило, составлением юридических документов. Так, готовящийся законопроект должен обладать логической последовательностью изложения, взаимосвязью нормативных предписаний, помещаемых в этом акте.

3) Структурные правила. Как и любая сложная работа, юридическая деятельность не может реализоваться спонтанно. Она должна определенным образом систематизироваться. Обычно данный род деятельности подразделяется на части, этапы, стадии, в процессе которых ставятся определенные задачи. Их решение способствует обеспечению цельности работы. Внешне это выражается в придании юридическим документам структурности.

4) Языковые правила. Язык, опосредующий любую юридическую работу, крайне важен: юридическая деятельность осуществляется для людей, и любой юридический акт им должен быть понятен. Точность и ясность, доступность для понимания — непременные условия их эффективности.

5) Формальные (реквизитные) требования. Реквизитные правила не может игнорировать ни один юрист. В процессе юридической практики совершаются акты, порождающие юридические последствия, и составляются правовые документы. Крайне важно знать, кто составил правовой документ, оформляющий какое-либо юридическое действие. В случае обнаружения юридической ошибки ее необходимо устранить и привлечь к юридической ответственности субъекта, действовавшего непрофессионально.

6) Процедурные правила. Подготовка и принятие юридических документов должны осуществляться согласно определенной процедуре. Последствия принятия юридических актов могут быть самыми разнообразными, в том числе неблагоприятными для субъектов права. Соблюдение данных правил помогает предотвратить злоупотребления при производстве юридически значимых действий, прежде всего со стороны государственных органов и должностных лиц.

Подробнее рассмотрим логические требования и приёмы законодательной техники:

1) Единообразное понимание терминов. Не допустимо использование термина в нескольких взаимоисключающих значениях в одном документе. В противном случае происходит дезориентация тех, кому адресуется акт. В этой ситуации все усилия по составлению правового документа могут быть сведены к нулю.

Юридические термины — это средства юридической техники, с помощью которых конкретные понятия приобретают словесное выражение в тексте нормативного акта. Являясь первичным материалом для написания норм права, юридические термины обладают сквозным значением. Используя юридические термины, государство в лице своих органов власти говорит на языке права и выражает свою волю:

— отменяет и изменяет нормы;

— устанавливает новые правила поведения;

— закрепляет сложившиеся общественные отношения.

С помощью юридических терминов какие-либо волеизъявления принимают форму конституций, текущих законов, постановлений правительства, инструкций министерства и т.д.

Юридические термины, как правило, подразделяют на три вида:

— общеупотребительные термины, которые используются в обыденной речи и понятны всем;

— специально-юридические термины, которые обладают особым правовым содержанием (аккредитив, исковое заявление и т.п.). Такие термины служат для обозначения юридических понятий, выражения юридических конструкций, отраслевой типизации и т.д.;

— технические термины, которые отражают область специальных знаний, например правила техники безопасности, техническое обслуживание оборудования, проведение экспертизы технических решений и т.п.

Однако общеупотребительные термины могут стать и юридическими. Так, термин «правовое пространство», появившийся несколько лет назад в процессе парламентских и журналистских дебатов, превращается из общеупотребительного в специально-юридический.

Для того чтобы специально-юридические термины стали понятны всем субъектам правоотношений, нормодатель использует нормы, которые прямо не регулируют общественные отношения, а раскрывают содержание каких-либо юридических терминов (к примеру, административное правонарушение, оферта и акцепт, акциз и т.д). Такие нормы носят название нормы-дефиниции.

2) Согласованность различных правовых документов (частей правового документа), под которой понимает взаимодействие его положений, когда одно предписание проистекает из предыдущего, развивая и конкретизируя его.

3) Отсутствие противоречий между правовыми документами (частями правового документа). Ситуацию, когда в нормативных актах встречаются противоречия, называют коллизией[9], которая препятствует нормальной слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граждан, сказываются на эффективности правовой регламентации, состоянии законности и правопорядка, правосознании и правовой культуре общества. Коллизии создают неудобства в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством рядовыми гражданами, культивируют правовой нигилизм.

Причины существования таких: отставание права от более динамичных общественных отношений, когда одни нормы устаревают, другие появляются, не всегда отменяя прежние, и низкое качество законов, непоследовательная систематизация нормативных правовых актов и др.

В юридической практике встречаются следующие виды юридических коллизий:

а) между конституцией и другими актами. В этом случае коллизия разрешается в пользу конституции в силу ее правовых свойств — она обладает высшей юридической силой;

б) между законами и подзаконными актами. Действует тот же принцип приоритета актов большей юридической силы. Коллизия решается в пользу закона;

в) между федеральными актами и актами субъектов Федерации. В соответствии с Конституцией РФ акты субъектов Российской Федерации не должны противоречить федеральному законодательству. Но при этом нужно принимать во внимание, в чьем ведении находится вопрос правового регулирования — в ведении федерального центра или субъекта Российской Федерации;

г) между актами одного и того же органа, но изданными в разное время. В этом случае применяется позже принятый акт;

д) между актами, принятыми разными органами. Применяется акт, обладающий более высокой юридической силой.

В случае коллизии между общим и специальным актом, если они приняты одним органом, действует второй, а если они приняты разными органами, то действует первый.

В юридической практике существует несколько способов разрешения коллизий: принятие нового акта; отмена старого акта; внесение изменений в действующий акт; систематизация законодательства; использование коллизионной нормы; референдум; деятельность судов; толкование.

4) Последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов. Когда суждения последовательны, одно вытекает из другого, это гарантирует доброкачественность умозаключения. Правовой документ должен быть составлен так, чтобы быть понятным всем лицам, на которых он распространяется. То есть нормативно-правовой акт должен быть точным и ясным.

Точность понимается как степень соответствия чему-либо. Если сравнить юридический язык с языком, принятым в сфере журналистики, можно заметить, что степень точности первого несравненно более высокая. Неточности, допущенные журналистами, можно опротестовать (т.е. поправить) в суде.

Ясность — это простота, понятность правового документа. Неясный правовой акт не дает полного представления о необходимом поведении в той или иной ситуации, что ведет к неопределенности, недоразумениям и ошибкам.

5) Убедительность правовых документов. Юридическая работа — это работа, которая имеет в высшей мере интеллектуальный характер. Но мысли, заключенные как в нормативных актах, так и в правоприменительных актах, могут быть истинными или ложными. Формулируя истинную мысль, мы должны обосновать ее истинность, т. е. доказать ее соответствие действительности. Так, выдвигая обвинение против подсудимого, обвинитель должен привести необходимые доказательства. В противном случае обвинение будет необоснованным.

Истинность нормативных актов доказать сложнее. Это требует более трудоемкой работы. Доказательством здесь может быть предыдущий опыт всего человечества (например, с развитием общества жесткость санкций уменьшается), законы других стран по правовому регулированию того или иного фрагмента общественной жизни (например, Закон об акционерных обществах Германии), положения юридической и других наук (например, для того чтобы быть избранным, кандидату в депутаты необходимо получить простое большинство голосов). Основную нагрузку по приданию нормативному акту убедительности несут преамбулы.

Так В.П. Гавриков[10] отмечает, что преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

Преамбула существенно отличается от других средств законодательной техники, так как она:

— не содержит самостоятельные нормативные предписания;

— не делится на статьи;

— не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;

— не содержит легальные дефиниции;

— не формулирует предмет регулирования законопроекта; не нумеруется.

Преамбула предваряет текст законопроекта. Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

Ссылки

[1] Картащов В.Н. Законодательная технология субъектов Российской Федерации [текст] / В.Н. Карташов, С.В. Бахвалов; ЯрГУ. – Ярославль, 2010. – 368 с. — С. 96.

[2] Общая теория права: Учебник для юридических вузов [текст] / Ю.А. Дмитриев, И.Ф. Казьмин, В.В. Лазарев и др.; Под общ. ред. А.С. Пиголкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1996. — 384 с. – С. 216.

[3] Кашанина Т.В. Юридическая техника [текст] : учебник / Т. В. Кашанина. — 2-е изд., пересмотр. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2011. — 496 с. — С. 167.

[4] Юридическая техника : учебное пособие [текст] / Н.А. Власенко, А.И. Абрамова, Г.Т. Чернобель [и др.]. - 2-е изд., перераб и доп. — М. : Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации ; Юстиция, 2016. — 320 с. — С. 12.

[5] См.: Власенко Н. А. Правила законодательной техники в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: сб. ст.: в 2 т. - Н. Новгород, 2001. Т. 1. — С. 170—183. – Цит. по Кашанина Т.В. Указ.соч. – С. 111.

[6] См.: Тихомиров Ю. А. Законодательная техника: понятие и элементы. С. 9. – Цит. по Кашанина Т.В. Указ.соч. – С. 111.

[7] Кашанина Т.В. Указ.соч. – С. 112.

[8] Томин В. А. Юридическая техника [текст]: учебное пособие / В. А. Томин. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2015. — 84 с. – С. 20.

[9] Коллизия - (от лат. collisio — столкновение) имеет несколько значений.

[10] Гавриков В.П. Законодательная техника Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации [текст]: учебно-практическое пособие. - Калуга. КФ МГЭИ, 2011. – 58 с. – С. 5.

Примечания

  1. Это статья написана для примера того, как выполнял контрольные работы "вчерашний" студент-юрист.

2. Эта и другие работы в первоисточнике в одноимённой группе в Вконтакте: (https://vk.com/law.school.graduate): готовые задачи, ситуации, кейсы, тесты, статьи, доклады, презентации, рефераты, контрольные, курсовые и другие студенческие работы, чтобы примерно представлять как их выполнять (с чего начать и т.д.).

3. Также работы дублируются на платформе ЯRUS: https://yarus.ru/feed/470049, Telegram: https://t.me/law_school_graduate и Одноклассники: https://ok.ru/group/68980517765168

Изображение PIRO4D с сайта Pixabay
Изображение PIRO4D с сайта Pixabay