Второго такого исполина не существует. Он уникален как по своему весу, так и по размерам: вес его около 200 тонн, высота более 6 метров, а диаметр 6,6 метров.
Царь-колокол, никогда не звонивший, поражает своими гигантскими размерами. Но тот колокол, который мы можем сейчас видеть на Ивановской площади Кремля рядом с колокольней Ивана Великого, был вовсе не первым.
Его предшественники неоднократно падали с колокольни и разбивались или получали повреждения в пожаре. Прадеда существующего ныне колокола, отлили в 1600 году по приказу царя Бориса Годунова, весил он около 40 тонн. А в 1730 году по указу императрицы Анны Иоанновны создали проект нового колокола.
Вначале искусного мастера отыскали в Париже, но он отказался. И за работу взялся русский колокольный мастер Иван Моторин, который отлил небольшую модель будущего колокола. Чертежи, смету и модель механизма подъема колокола отправили в Петербург для утверждения. Металла Успенского колокола, предназначенного к переливке, не хватило.
В Москве не нашлось нужного количества олова, и его пришлось выписывать из Петербурга, а также использовался металл старого колокола с добавлением меди. Не все шло гладко, в печах случилась авария, в результате начался пожар, после чего были восстановительные работы. Создатель колокола Иван Моторин вскоре умер, а работу продолжил его сын Михаил. Эти мастера отлили десяток пушек, а колокола их работы звонили в Москве и других городах. Но создавая этот шедевр, они терпели нужду и лишения. Кроме них к работе были привлечены литейщики, каменщики, кузнецы, слесари и другие. В общей сложности Царь-колокол создавали около 200 человек.
И вот 25 ноября 1735 года в течение 1 часа 12 минут колокол был отлит. Формовка колокола производилась на Ивановской площади. Царь-колокол стоял на железной решетке, расположенной на дубовых сваях, вбитых в землю, над ямой было сделано деревянное перекрытие. А спустя два года в Москве случился страшный пожар, известный под названием Троицкого. Загорелась деревянная постройка над ямой, в которой стоял Царь-колокол. В яму стали падать горящие бревна. Прибежавшие люди тушили огонь, поливая пламя водой. От резкого перепада температур раскаленный металл растрескался, и от него откололся кусок весом в 12 тонн.
Долгое время считали, что колокол вообще невозможно поднять. Так, почти 100 лет пролежал он в литейной яме. Впрочем, некоторые исследователи считают, что трещины возникли из-за нарушений в технологии, а пожар мог стать удобным оправданием. Так или иначе, после войны с французами, Царь-колокол установили на постамент около колокольни Ивана Великого.
30 апреля 1836 года при большом скоплении народа началось поднятие колокола. Но канты, на которых его поднимали, лопнули. Спустя несколько месяцев под руководством Августа Монферрана колокол все-таки подняли и установили на постамент. Вопрос о спайке колокола поднимался много раз. Но восстановить звучание колокола невозможно, даже если припаять отколотый кусок. Поэтому уникальный колокол сохраняется в том виде, в каком он был извлечен из ямы. К тому же эксперименты над памятником литейного искусства недопустимы.
Верхняя и нижняя части колокола с украшены фризом - узором из пальмовых ветвей. Центральное место в декоре занимают изображения императрицы Анны Иоанновны и царя Алексея Михайловича. Между фигурами царя и царицы в двух красивых картушах расположены надписи, повествующие об истории его создания. Написано, что отлил его в 1733 году Иван Моторин с сыном своим Михаилом. Да, форма для колокола действительно была сделана в том году. Но отлит он был в 1735 году Михаилом Моториным.
Более двух веков минуло со времени создания Царь-колокола. А он по-прежнему остается произведением русского колокольного искусства. И не имеет себе равных во всем мире как по величине, так и по весу.
А Вы знаете - В каких городах мира больше всего любят кошек?