Мы сотканы из желаний. Это наша сущность. Желания нами движут. Желание — это пружина нашего часового механизма. Все мы ходячие желания, непрерывно стремящиеся удовлетворить собственную жажду. Сердце стучит, кровь бежит, тело движется — и всё потому, что есть желание, которое жаждет исполнения.
Рав Берг
Желание — наша определяющая характеристика. Мы то, что мы желаем.
Почему же не все они сбываются? Почему мы мечтаем об одном, а получаем совсем другое?
А осознаём ли мы, что хотим?
Эта мысль прекрасно показана у Тарковского в фильме «Сталкер», который снят по повести Стругацких «Пикник на обочине». Картина прямо к нашей теме, но смотреть её тяжело. Много символизма, мрачные пейзажи, растянутость по времени. К ней надо подготовиться. Я смотрела его в киноклубе с психоаналитическим разбором — был весьма интересный опыт.
Сталкеры Тарковского — это сподвижники, которые водили людей в закрытую и охраняемую «зону», куда упал метеорит. Там была комната, в которой исполнялись самые сокровенные мечты.
«Зона» в фильме представлена живой. Она меняется от состояния человека: либо пропускает, либо, наоборот, создаёт препятствия. Я слышала много интерпретаций того, что же такое «Зона». Кто-то считает, что это наше бессознательное, кто-то увидел в ней путь рождения человека, кто-то образ Самости.
Но что сказал сам Тарковский:
«Меня часто спрашивали, что такое „зона“, что она собою символизирует, и высказывались немыслимые догадки. Я прихожу в состояние бешенства и отчаяния, слыша такие вопросы. „Зона“, как и всё в моих фильмах, ничего собою не символизирует: „зона“ — это „зона“, „зона“ — это жизнь, пройдя через которую человек либо ломается, либо выстаивает. Выстоит ли человек, зависит от его чувства собственного достоинства, его способности различать главное и преходящее».
Поэтому сталкер и говорит: «„Зона“ в каждый момент такова, какой мы её сделали. Своим состоянием».
Фильм делался так, чтобы у зрителя было ощущение, что всё происходит сейчас, что «зона» рядом с нами.
Сами сталкеры в Комнату желаний не заходили. Им вообще запрещено заходить в «зону» с корыстными целями. Но однажды один из них — его звали Дикобраз — отчаялся и вошёл, потому что у него тяжело болел любимый брат.
Всем разумом и сердцем Дикобраз желал выздоровления брату. Он вообще был хорошим человеком. Учитель и проводник. Жил в нищете, в лачуге, во имя идеи Зоны и по её правилам. Сталкеры оставались бессребрениками, их жёны страдали.
В общем, Дикобраз зашёл в комнату с единственной целью — спасти брата. Но когда вернулся домой, обнаружил, что стал несметно богат, а его брат умер.
Зона реализовала действительное его самое сокровенное желание. Сокровенное = скрытое. И Дикобраз повесился.
Способен ли человек осознавать свои желания?
Конечно, нет. Но то, что нас окружает, — результат наших подсознательных желаний.
Хочу продолжить…