Юрий Коваль – известный писатель, поэт, художник, скульптор. Он написал множество прекрасных детских книг, сценарев для мультипликационных фильмов и детских картин, текстов песен, которые сам же и исполнял.
Писатель любил деревенские традиции, ему нравились северный русский быт и язык. Он посещал маленькие деревни, в которых жил по несколько месяцев. Эти путешествия и легли в основу сборника «Листобой».
Предлагаем вам прочитать отрывок из рассказа «Белозубка» из этого сборника:
«В первый раз она появилась вечером. Подбежала чуть ли не к самому костру, схватила хариусовый хвостик, который валялся на земле, и утащила под гнилое бревно.
Я сразу понял, что это не простая мышь. Куда меньше полёвки. Темней. И главное — нос! Лопаточкой, как у крота.
Скоро она вернулась, стала шмыгать у меня под ногами, собирать рыбьи косточки и, только когда я сердито топнул, спряталась.
«Хоть и не простая, а всё-таки мышь, — думал я. — Пусть знает своё место».
А место её было под гнилым кедровым бревном. Туда тащила она добычу, оттуда вылезала и на другой день.
Да, это была не простая мышь! И главное — нос! Лопаточкой! Таким носом только землю рыть.
А землероек, слыхал я, знатоки различают по зубам. У одних землероек зубы бурые, у других — белые. Так их и называют: бурозубки и белозубки. Кем была эта мышка, я не знал и заглядывать ей в рот не торопился. Но почему-то хотелось, чтобы она была белозубкой. Так я и назвал её Белозубкой — наугад».
Белозубка попала в заточение к герою - под граненый стакан, но к ней пришла подмога:
«Эта вторая была крупнее первой и вела себя грубо, бесцеремонно. Прошлась по моим рисункам, пнула плечом спичечную коробку. По манерам это была уже не Белозубка, а какой-то суровый дядя Белозуб. И лопаточка его казалась уже лопатой, на которой росли строгие короткие усы».
А как закончилось знакомство героя рассказа и землероек — узнаете из сборника.
Он вышел красивый, с акварельными, как-будто размытыми осенними дождями, иллюстрациями Веры Цепиловой.