Так предпочитал себя называть сам Джо Понти. 18 ноября у великого мастера день рождения, и по этому случаю мы вспомнили цитаты архитектора, высказывания его близких и, конечно, то, что говорит за Понти лучше всего, — его работы.
Джо Понти родился в 1891 году и прожил удивительно насыщенную жизнь длиной в 87 лет. Будучи художником, архитектором, дизайнером, он брал карандаш в руки не только для чертежей, но и для авторской деятельности: Понти успевал быть издателем, эссеистом и поэтом. Он говорил афоризмами — как и его архитектура, они были броскими и эффектными:
“Самый прочный материал — это не цемент, не дерево, не камень, не сталь и не стекло. Самый прочный материал в строительстве — это искусство”.
Самого Джо Понти называют не иначе как отцом итальянского дизайна. В иностранных источниках встречается пафосное “starchitect” или “archi-designer”. При том, что личность Понти не такая уж и однозначная: современники считали его удачливым и даже хитрым. Поэтому справедливо сказать, что не только его проекты были эклектичными и сочетали в себе разные, иногда конфликтующие между собой стили и идеологии, но и он сам.
Родился Джованни — именно такое полное имя мастера — в Милане, там же получил образование: молодой Понти лелеял мечту стать художником, но вместо этого в 1913 году поступил на архитектурный факультет Миланского политехнического института. Завершить учебу удалось только к 1921 году, после службы на войне. Этот период Понти запечатлел в портретах однополчан и в зарисовках фронтовой жизни.
Джо Понти о художниках:
“Настоящие художники не мечтатели, как многие думают, они ужасные реалисты. Они не реальность в мечту, а, наоборот, претворяют мечту в реальность: в реальность написанную, изобразительную, музыкальную, архитектурную”.
Знакомство с архитектурой произошло позже, но это так впечатлило Понти, что все альбомы для рисования он наполнил исследованиями архитектуры Андреа Палладио. Понти обращался к венецианцу не только в вопросах творчества, Палладио также оказал влияние на его видение теории архитектуры, которая нашла свое отражение в книге “Amate l'architettura” (“Любите архитектуру”) 1957 года. Дочь Понти Лиза вспоминает: “Когда мы были маленькими, отец спрашивал меня с сестрой Джованной:
“Девочки, кто учителя вашего отца?” А мы отвечали: “Серлио, Палладио и Витрувий”.
Вместе с увлечением архитектурой появился и интерес к дизайну: как промышленному, так и интерьерному. Понти в равной степени привлекали ремесло, дизайн мебели и светильников, керамика и создание изделий из стекла. Спустя всего два года по окончании университета Джо Понти получил свою первую работу в качестве художественного руководителя фарфоровой мануфактуры Ginori. В 1927 году он объединил усилия с архитектором Эмилио Ланчиа и основал студию предметов интерьера Ponti-Lancia. А в следующем году он стал издателем и редактором престижного журнала Domus (от латинского “дом”). Так Понти смог сделать свои идеи об архитектуре и декоративно-прикладном искусстве более доступными. Главной идеей стала мысль:
“Дом не должен быть в моде, потому что он не должен выходить из моды”.
К этому времени карьера Понти развивалась полным ходом, разветвляясь в различных областях. Тогда уже появились его эффектные светильники из дутого стекла для венецианской компанией Venini (коллекция, которая носит его имя, находятся в каталоге бренда до сих пор). В 1931 году он начал сотрудничать с компанией Луиджи Фонтана — позже она прославилась как FontanaArte — и стал ее художественным директором. В 1948 году он создал легендарную кофеварку La Cornuta для компании La Pavoni, а в 1954 году стал одним из основателей Compasso d'Oro — самой почетной премии в мире предметного дизайна. И это время было только началом одного из самых плодотворных периодов творчества Понти, в те же года он завершил разработку проекта одного из самых знаковых зданий Милана — небоскреба Pirelli (1956). Эрнесто Натан Роджерс, архитектор и друг Понти, говорил так:
“Он может спроектировать все что угодно — от ложки до города”.
Такую страсть к проектированию всего можно объяснить тем, что архитектор ставил в центр своего представления о мире человека и хотел создать для него все:
“Архитектор (художник) должен воображать для каждого окна человека на подоконнике, для каждой двери — человека, который через нее проходит, для каждой лестницы — человека, подымающегося и опускающегося, для каждого портика — задержавшегося там человека, для каждого вестибюля — двоих, которые там встретились, на каждой террасе — отдыхающего, для каждой для каждой комнаты — живущих в ней”.
Неудивительно, что спустя десятилетия, успех Понти пытаются повторить современные дизайнеры. Конечно, так появляются и реплики, некачественные копии. Хотя, возможно, и к этому мастер отнесся бы с юмором и философией. Джо Понти считал:
“Оригинальные идеи не важны: на самом деле, оригинальных идей не существует. Идеи принимаются и перевыражаются. Мы говорим: “У меня есть идея”, а не “Я придумал идею”. Этимологически, “изобрести” означает “найти”, а не “создать”.
И, наконец, в уже упомянутой книге “Amate l’architettura” на вопрос “Кто такой Джо Понти?” сам архитектор отвечал так:
“Джо Понти — итальянец, ломбардец, миланец. Веселый человек, бездельник, который пишет, проектирует, строит, путешествует, любит жить”.