Что делать?
Начните с непредвзятости
Прежде чем отправиться в путешествие, важно отбросить в сторону свои предубеждения о видах фильмов, с которыми вы можете быть незнакомы. Вот несколько вещей, которые следует учитывать.
Некоторые считают, что фильм с субтитрами должен быть «артистичным», претенциозным, сложным или скучным. Но на самом деле это означает лишь то, что фильм был снят в стране, где английский не родной язык. На самом деле, субтитры могут быть хорошим признаком, поскольку их наличие показывает, что фильм считается достаточно интересным, чтобы его можно было экспортировать в другие культуры.
Помните, что многие — возможно, большинство — фильмов, которые кинокритики, историки и режиссеры считают одними из величайших когда-либо снятых, сняты не на английском языке.
«Токийская история» Ясудзиро Одзу (1953)
«Правила игры» Жана Ренуара (1939)
«8 1/2» Федерико Феллини (1963)
и «Земляничная поляна» Бергмана (1957) регулярно пользуются успехом
Точно так же только потому, что фильм черно-белый, а не цветной, не означает, что он хуже или беднее. Многие из самых полезных и развлекательных фильмов всех времен были сняты в черно-белом цвете либо потому, что по техническим причинам это было нормой, когда они снимались, либо потому, что создатели фильма сознательно выбрали черно-белую съемку; монохромный может создать формальную красоту, отличную от цвета.
Опять же, критики, историки и режиссеры оценивают множество черно-белых фильмов в опросах и обзорах величайших фильмов, когда-либо созданных. Наряду с названиями, которые я упомянул выше, « Гражданин Кейн » Орсона Уэллса (1941), « Психо » Альфреда Хичкока (1960) и « Некоторые любят погорячее » Билли Уайлдера (1959) являются постоянными фаворитами.
Не отчаивайтесь, потому что фильм был снят до того, как появление звука принесло нам «говорящие картинки». Конечно, звук, который представляет собой нечто большее, чем просто разговорный диалог, с конца 1920-х годов был важной частью кинематографа. Но даже до этого фильмы редко были «немыми», потому что они обычно сопровождались музыкой — и именно так фильмы тех лет представляются и наслаждаются сегодня. Более того, многие фильмы, снятые в течение первых трех десятилетий истории кино, обладают необычайным визуальным красноречием и элегантностью, не говоря уже о волнующей изобретательности — ведь именно тогда кинематографисты создавали, исследовали и расширяли язык кино.
Вот почему в опросах о лучших фильмах часто упоминаются такие классические фильмы, как « Восход солнца » Ф. В. Мурнау. (1927), полудокументальный фильм Дзиги Вертова « Человек с киноаппаратом» (1929), « Метрополис » Фрица Ланга (1927) и « Генерал » Бастера Китона (1926).
Помните, что возраст фильма не имеет ничего общего с его ценностью или способностью развлекать. Как и любой другой вид искусства, кино постоянно меняется, но не обязательно в лучшую сторону. На протяжении долгой и разнообразной истории кинематографа люди снимали хорошие и плохие фильмы. Наконец, постарайтесь не отталкиваться от жанра фильма, его продолжительности, названия или термина «документальный». Для простоты я в основном упомянул в этом Руководстве вымышленные фильмы, но многое из того, что следует ниже, также можно применить и к научно-популярным фильмам.
Имейте в виду, что есть отличные (и ужасные, и совершенно средние) документальные фильмы, анимационные фильмы, короткометражные фильмы, полнометражные фильмы, экспериментальные фильмы и т. д., и что название фильма обычно очень мало говорит нам об опыте просмотра фильма.
Дайте фильмам шанс
После того, как вы выбрали фильм для просмотра, постарайтесь просмотреть его в наилучших возможных обстоятельствах. Кинотеатр с приличным экраном, хорошей обзорностью и качественным звуком — оптимальный вариант для оценки визуальных и звуковых тонкостей фильма; попытайтесь найти тот, где аудитория склонна быть внимательной, а не болтливой. Если такой кинотеатр недоступен, то лучшая альтернатива — такой большой экран, какой вы можете себе позволить дома (или в доме друга или родственника).
Ноутбуки не подходят для качества изображения или звука, не говоря уже о каких-либо «захватывающих» впечатлениях, а телефоны ничего не сделают для того, чтобы вы оценили лучшие качества фильма, поэтому их следует избегать. Телевизионные и потоковые каналы подходят для домашнего просмотра, а некоторые (например, Mubi, BFI Player и Criterion Channel) специализируются на нестандартных тарифах.
Многие диски Blu-ray (для лучшего качества изображения и звука) и DVD содержат дополнения (комментарии, предисловия, документальные фильмы, очерки), которые могут помочь вам понять, оценить и получить удовольствие. Эти дополнительные материалы лучше смотреть после самого фильма, чтобы избежать спойлеров.
Потерпите. Уделите фильму время и свое безраздельное внимание. Не ждите, что вас зацепит с первой минуты. Даже если вы чувствуете, что мало получаете от фильма, если вы смотрите его дома, дайте ему как минимум, скажем, 40 минут , прежде чем выключить; Вы будете удивлены, узнав, сколько кинематографистов ждут полчаса или около того, прежде чем выпустить свою первую нарративную бомбу.
Посоветуйтесь с другими
Если у вас есть друзья или знакомые, считающие себя киноманами, спросите у них, какие фильмы и режиссеров стоит посмотреть. Вы также обнаружите, что персонал, работающий в синематеках и независимых кинотеатрах, где показывают старые фильмы или художественные фильмы, часто более чем счастлив поделиться своим энтузиазмом. И помните: людям не просто нравятся фильмы; они, как правило, любят говорить о них, особенно о своих фаворитах.
Так что старайтесь смотреть фильмы с друзьями и делиться своими мыслями; если вы заметили, что в кинотеатре, который вы часто посещаете, есть постоянные посетители, это могут быть киноманы, которые будут рады обсудить фильмы в холле или баре после просмотра. Наконец, если вам посчастливилось провести кинофестиваль в вашем районе, это отличный способ не только посмотреть фильмы, но и встретить единомышленников .
Играйте на своих сильных сторонах и интересах
Если вы проявляете особый интерес к определенному жанру среди недавних мейнстримовых фильмов, вы могли бы поступить хуже, чем изучить его историю: комедии, приключенческие боевики, фильмы ужасов, триллеры, научная фантастика, вестерны и любовные истории — все они набирают силу уже давно. 100 лет, и мюзиклы стали популярными, как только звук стал преобладать в начале 1930-х годов.
Возможно, вам будет полезно постоянно двигаться назад во времени от настоящего. Или было бы интересно посмотреть ранние знаковые фильмы рассматриваемого жанра, такие как « Метрополис » Ланга (научная фантастика),
« Носферату » Мурнау (1922, ужасы)
и « Пароход Билл-младший » Китона (1928, комедия)
— все они до сих пор впечатляют и удивляют более 90 лет после их первого появления.
Если вы особенно любите или хорошо знаете страну или часть мира или хотите узнать о ней больше в преддверии предстоящего визита, почему бы не посмотреть ее фильмы и режиссеров? Если вы новостной наркоман или увлечены политикой и текущими событиями, вас могут привлечь документальные фильмы. Если вы поклонник современного искусства, вы можете попробовать авангардные и экспериментальные фильмы. Если вы помешаны на истории, существует множество исторических драм, не говоря уже о «современных» фильмах, снятых за быстро меняющийся период более 120 лет. Если вы книжный червь, существует бесчисленное множество литературных адаптаций. Вы поняли - побалуйте себя.
Следите за своими лайками
Если фильм кажется вам особенно интересным или приятным, воспользуйтесь веб-сайтом базы данных фильмов в Интернете (IMDb), чтобы найти другой фильм с участием того же актера, написанный тем же сценаристом, снятый тем же оператором или, главное, снятый тем же режиссером.
Режиссеры широко считаются наиболее важными членами творческого персонала фильма, потому что они — если они хоть немного хороши — объединяют вклад всех других актеров и членов съемочной группы в единое целое, иногда с узнаваемым фирменным стилем или тематическими проблемами. По мере того, как фильм следует за фильмом, вы будете лучше понимать, что и кто вам нравится, а что нет, и вы натолкнетесь на новые исследовательские пути.
В то же время, когда вы найдете фильм, который вам понравился, проведите небольшое исследование, чтобы узнать больше о его месте в истории кино. Помимо того, что он будет создан определенной группой людей, он также станет частью национального кинематографа, и вы можете пойти по этому пути: на каждом континенте есть страны, известные своими выдающимися и самобытными школами и стилями кинопроизводства.
Более того, рассматриваемый фильм также можно рассматривать как часть исторического движения или под его влиянием. Так что, если вы обнаружите, что это пример немецкого экспрессионизма, французского поэтического реализма, итальянского неореализма, французской Новой волны или чего-то еще, может быть полезно проверить другие примеры.
Например, предположим, что ваша диета состоит в основном из американских криминальных фильмов;
Фильмы «Крестный отец» (1972, 1974, 1990)
и многие другие менее известные жемчужины — или необычайный расцвет голливудского нуара 1940-х и 1950-х годов с десятками сваренных вкрутую жемчужин, таких как «Большой сон» (1946)
Убийцы (1946)
и Прикосновение зла (1958)
Вспомните, как снимают фильмы
По мере того, как вы исследуете мир кино, вы обогатите свой опыт, остановившись на различных аспектах их создания. Лучше всего начать с размышлений о повествовательной структуре фильма. Нарратив — это не сама история, а то, как история связана; речь идет о тоне, текстуре и времени, темпе и продолжительности, перспективе и точке зрения, последовательности и достоверности.
Большинство историй рассказывается в довольно прямолинейной, хронологически линейной манере: «Генерал» Китона и «Похитители велосипедов» Витторио Де Сика (1948) являются образцами структурной ясности.
Но в «Гражданине Кейне» Уэллс разворачивает серию воспоминаний, чтобы исследовать жизнь недавно умершего магната, которого помнили те, кто знал его лучше всех. В фильме Николаса Роуга «А теперь не смотри» (1973) хронологически линейная история неоднократно прерывается кадрами неопределенного статуса — могут ли они быть воспоминаниями, тревогами, желаемыми фантазиями или ясновидением? – исследовать реакцию супружеской пары на смерть их ребенка.
А в «Нэшвилле» Роберта Альтмана (1975) любая всеобъемлющая история фактически оставлена, поскольку фильм просто наблюдает, с импрессионистическим эффектом, повседневное поведение десятков персонажей, посещающих или каким-то образом связанных с пятидневным фестивалем кантри-музыки.
«Неизвестный код» Михаэля Ханеке (2000) идет еще дальше, воссоздавая ткань современного городского общества, переплетая краткие фрагменты из жизни ряда явно не связанных между собой людей, которые невольно присутствовали при, казалось бы, ничем не примечательном событии на парижской улице. Другими словами, повествование может быть чрезвычайно гибким.
На самом деле в фильме есть нечто большее, гораздо большее, чем его история. Если действительно есть «история», потому что, как показывает Code Unknown , она не всегда должна быть! Действительно, было бы полезно начать думать о фильмах немного по-другому — относиться к ним так, как если бы вы, скажем, относились к музыкальному произведению, картине, фотографии, скульптуре или стихотворению.
Фильмы на самом деле состоят из множества разных элементов. Наряду со сценарием и исполнением не менее важны композиция, свет, цвет, движение камеры, монтаж, дизайн костюмов и декораций, музыка, звуковое оформление, использование пространства и архитектуры. Умелый режиссер развернет все эти элементы таким образом, чтобы показать, как персонажи относятся друг к другу и к миру, в котором они живут, и повлиять на отношение зрителя ко всем и ко всему увиденному и услышанному на экране.
Кино — чрезвычайно богатая, сложная среда, которая в лучшем случае работает сразу на нескольких уровнях. Чем больше вы смотрите, тем больше вы будете ценить коллективное мастерство, которое входит в это. В заключительном разделе Руководства — «Узнайте больше» ниже — я поделился некоторыми советами по другим аспектам кино, на которые вы можете обратить внимание, продолжая свое глубокое погружение в кино. Я надеюсь, что со временем ваше собственное путешествие в кино доставит вам такое же удовольствие, как и мне.