Найти тему
11,5K подписчиков

Сенаки-91. Зачем тебе дали слово, товарищ маузер

49K прочитали
- Покажите мне ваше табельное оружие. 
Это командир полка, подозвав к себе комэсок, решил проверить как выполняется его указание.

- Покажите мне ваше табельное оружие.
Это командир полка, подозвав к себе комэсок, решил проверить как выполняется его указание. Два комэски с готовностью вытащили из лётных курток свои ПМ и предъявили командиру. Мне показать было нечего: я пистолет с собой не носил. Интересно, он заранее знал, что у меня его нет или хочет показать, что держит всё под контролем?
Сделав двум комэскам знак вернуть в карманы пистолеты, командир уставился на меня и взор его не предвещал ничего хорошего.
- Ну, и как это понимать?
- Товарищ полковник, Вы сначала прочитали шифротелеграмму из штаба ВВС, требующую не поддаваться на провокации местного населения и не применять оружие, а потом дали указание комэскам круглосуточно носить табельное оружие.
- И что тут непонятного? Может тебе зачёт по Уставу устроить?
- Зачем мне оружие, если мне запрещено его применять? Чтобы отобрали в какой-нибудь стычке с местными?
- Застрелиться!
- Про это я не подумал…
- А тебе и не нужно думать, я уже подумал. Марш в дежурку получать пистолет и покажешь его мне.
- Есть!
- Умничает он! Номер ПМ проверю! По рабочим местам!

Откозырявшись командиру, два комэски пошли к автобусу, чтобы ехать с лётчиками в штаб, а я, под суровым взглядом командира, поплёлся в другую сторону — получать пистолет в дежурке. Убедившись, что всё идёт согласно его указаний, комполка уселся в свой уазик и уехал.
Подавая карточку-заместитель на ПМ дежурному по полку, поинтересовался у него:
- Командир появлялся у вас утром?
- По телефону звонил, потребовал доложить у кого из командиров на руках оружие.
- Понятно.

На выходе из казармы, где располагалась дежурка, столкнулся со своим начальником штаба.
- Командир, меня искали?
- Нет, свои дела. Теперь в штаб иду.
- Вы без машины? Пешком в штаб потопаете?
- Да, пройдусь.
- Может вызвать «Урал» эскадрильский? Сейчас позвоню инженеру…
- Пешком!
Начальник штаба недоуменно посмотрел на меня и пожал плечами. Он уже не первый раз сталкивается с моим отказом воспользоваться эскадрильским тягачом для передвижения по служебной зоне и решительно не понимает почему не пользуюсь служебным положением на полную катушку. А не нравится мне дёргать инженера эскадрильи всякой ерундой, да мне-то и спешить сегодня некуда. Пройдусь, подумаю.

Пока шёл пешком в штаб, проиграл в уме сцену доклада комполка о выполнении его указаний и попытался угадать что мне при этом скажет командир. Картина выходила грустная и мне стало за себя неловко: сейчас у комполка неразрешимых проблем выше крыши, а он вынужден заниматься воспитанием новоиспечённого комэски. Ну что ты, Толя, нарываешься лишний раз на неприятность, мало получаешь пилюль за подчинённых? Мало не мало, но не больше других комэсок. Хотя последний случай выбил меня из седла на несколько дней, пока всё не разрешилось.

У меня никогда не было служебного телефона. И мне это нравилось. Став комэской, не торопился с установкой телефона, привык жить без него и необходимости в аппарате пока не чувствовал. Телефон имелся у моего хозяйственного начальника штаба. Меня доставали дома через него и это ему очень не нравилось. Когда и комполка однажды не смог до меня дозвониться вечером, то быстро прекратил мое бестелефонное домашнее блаженство. В нашей квартире поселился служебный телефонный аппарат. Если меня чем-то и подбодрил этот факт, то — радостью жены и дочки появлению статусного предмета. У них появилась возможность общаться между собой в течении дневного времени — жена служила в управлении дивизии, а штаб располагался в центре города Сенаки. Связь с ребёнком в такой сложной обстановке была не лишней.

В первый же вечер после установки телефона раздался звонок. У меня ёкнуло сердце — на улице уже было темно и этот новый звук в нашей квартире обещал мне что-то нехорошее. Дежурный по полку доложил, что командир ждёт меня в офицерском общежитии. На вопрос о причинах вызова дежурный не ответил и бросил трубку. Быстро оделся и двинул в общежитие, там жили несколько моих офицеров холостяков. Пьянка? Драка? Или пьянка с дракой? Но действительность оказалась гораздо хуже. У общежития меня ждали комполка, один из его замов и комэски. Лица у всех были встревоженными. Вечер переставал быть томным…

К моему приходу уже стало ясно, что виновником происшествия стал офицер моей эскадрильи из категории «студентов». Лейтенант лишился автомата с патронами, которым был вооружён в офицерском патруле. Отобрали у него автомат во время обеденного перерыва в самом общежитии, в его комнате, куда он пришёл отдохнуть с разрешения начальника патруля. К «студенту» заглянул местный парень, завсегдатай спортзала и кореш офицеров-холостяков. Завидев в комнате оружие, выпросил посмотреть, мол, последний раз АКМ в армии держал в руках. «Студент» повёлся на клятвы в дружбе, разрешил взять автомат с рожком. В результате оказался связанным на стуле, с завязанным полотенцем ртом. А «друг», выбросив автомат в окно, закрыл комнату на ключ, спокойно вышел из общежития, забрал АКМ и скрылся. Лейтенант сидел на стуле, пока к нему не заявился встревоженный начальник патруля. Выломали дверь, развязали лейтенанта, услышали его историю и быстро доложили коменданту. Начфиз-комендант местного похитителя знал по спортзалу, запрыгнул на броню БТР с ручным пулемётом и выехал в город. Конечно, дома этого преступника не нашёл, отец божился, что его сын не такой, обещал вернуть оружие, а сына наказать. Назфиз вернулся ни с чем и доклад пошёл командиру полка.

Комполка уже все междометия потратил до моего прихода, мне досталось мало. Патруль был сборный — поэтому здесь присутствовали и другие комэски. Мне пришлось найти замену «студенту» в патруль - хорошо, что у начальника штаба имелся служебный телефон на квартире, он и занялся этим делом. А я, убедившись, что «студент» не настолько огорчён происшествием, чтобы наделать новых глупостей, ушёл домой. И не ложился спать, пока не позвонил по телефону мой начальник штаба, мол, замена «студенту» приступила к исполнению обязанностей патрульного. А звонок поступил не вдруг: пока начштаба офицера нашёл, пока на аэродром с ним ездил, чтобы получить в дежурке автомат, пока дежурный по полку убедился, что для выдачи оружия другому офицеру имеется основание…

На следующее утро гарнизон гудел: только и разговоров было об этом происшествии, за ночь уже насочинять успели. Командир полка на общем построении всё прояснил, устроил показательный разнос виновнику. Досталось и мне, и другим командирам за подбор офицеров в наряд. Отвёл душу комполка на построении, отвёл. Представляю что ему самому пришлось выслушать от начальников. Впрочем, к этому времени по Закавказью уже прокатилась волна захвата боевиками оружия мелких гарнизонов. Недалеко от нас вынесли всю оружейку, хорошо, что обошлось без жертв. Помощник дежурного войсковой части был из местных, оказал боевикам помощь, якобы - под принуждением. Дежурного связал, а бойцов запер в казарме. Открыл двери казармы и хранилища боевикам и пропал вместе с ними и с оружием части в горах. А тут - всего один АКМ…

Мне пришлось спешно готовить документы на «студента» на суд чести младших офицеров. Пока я этим занимался, а это было совсем не главное в повседневной деятельности, отец похитителя нашёл сына в горах и через три дня вернул автомат, правда, без патронов. Все причастные к этому происшествию облегчённо выдохнули: повезло! Патроны — мелочь, спишутся на стрельбы. Суд над «студентом» состоялся, но офицеры зверствовать не стали: автомат цел, а лейтенанту — наука. За битого двух не битых дают. Хватит ему и того позора, что пришлось пережить от товарищей на суде. Да и не время сейчас разбрасываться личным составом: обстановка с каждым месяцем вокруг гарнизона становится всё враждебней, а бойцов нового призыва в Закавказье уже не пришлют. Как бы не пришлось отстреливаться. Пусть «студент» дослужит. Злее будет, если что...

Откуда пришло это указание вооружить командиров табельным оружием — не знаю. Вряд ли командир такое сам придумал, хотя офицер он — решительный. Мне ношение оружия было поперёк души: если нельзя применять, то зачем с ним ходить. Да и не готов я стрелять по мирному населению, а боевики, как уже выяснилось, стараются прикрыться женщинами и детьми при захвате КПП частей с целью разоружения наряда.
Уголовка грозит и так и так. Правильно, застрелиться — и нет проблем.

Когда я вошёл к командиру полка с докладом, тот собрался куда-то звонить, а от его стола с плановой таблицей отходил заместитель Карпов. Командир отмахнулся от меня, мол, иди занимайся своими делами, не до тебя. Я вышел из кабинета вслед за Карповым.
- Слышал последнюю новость про Резо, - оторвав взгляд от плановой поинтересовался Карпов.
- Давно ничего не слышал и самого не видел.
- Дивизионное начальство из Тбилиси привезло известие, что наш Резо формирует на заводском аэродроме грузинскую эскадрилью Су-25.
- Вот значит как всё повернулось…
- Ходят слухи, что его представители подкатывали к отдельным лётчикам из Вазиани, вербовали, золотые горы обещали за службу в грузинских ВВС. Не знаю — где он наберёт себе лётчиков?
- Смотря сколько платить будут и как летать, найдутся охотники.
Мы с Карповым разошлись по рабочим местам.

Недолго ты, Резо, продержался в запасе, недолго…