Желающим стать случайным свидетелем напряжённой истории, необязательно покупать у барыг шапку-невидимку и шастать по ночным заведениям. Достаточно окунуться в атмосферу драмы «Простой карандаш» режиссёра Натальи Назаровой, чтобы нутром прочувствовать кишки посёлка Тихий.
Именно сюда и приезжает главная героиня - Антонина Максимовна, словно Психосострия, спосланная изменить нравственные ориентиры обитателей периферийной дыры.
Сюжетная основа незамысловата, но крайне интригующая. С первого эпизода мы наблюдаем за молодой женщиной, устало бредущей вдоль штабелей карандашной фабрики. Однообразность действия завораживает своим безмолвным величием: чавканье грязи под ногами, бесконечные повороты, дым фабричной трубы, как в магии «большого кино», усиливают аутентичность окружающей действительности и в один миг переносят по ту сторону экрана. Хочется следовать за Антониной Максимовной и узнать, куда и к кому она идёт.
Оказывается, Тоня приехала из Санкт-Петербурга, чтобы снять комнату и устроиться в школу учительницей рисования. Однако это не вся правда. Чуть позже мы узнаём, что в тюрьме, в пятнадцати километрах от городка, отбывает срок Тонин муж - востребованный когда-то художник. Вот ради него и пожаловала сюда наша героиня.
Несмотря на то, что действие картины разворачивается в наши дни, жизнь провинциального захолустья, будто замерла ещё тридцать лет назад, а поселяне просто выпали из обоймы современных реалий, сохраняя быт и нравы исчезнувшей страны.
В стенах школы Антонина Максимовна неожиданно обнаруживает, что её мораль и принципы полностью зависят от убеждений ученика восьмого класса и местного мафиози Миши Пономарёва, чей старший брат отсиживает за убийство в той же тюрьме, что и её муж.
Обложив данью всех учеников, отмороzок избивает непокорных, а так же решает, кому и на какой урок приходить. Его боятся учителя, родители и даже полиция.
Перед ГГ встаёт выбор: либо подчиниться силе, либо оставаться верной собственным принципам.
Антонина выбирает истину, вступая с подростком в смертельное противостояние...
Кому-то фильм нравится, кому-то - нет, кто-то и вовсе отмечает, что посмотрел киношку ради того, чтобы узнать, как устроен карандашный завод.
И всё же, в целом «Простой карандаш» Натальи Назаровой тянет на эстетический канон со своей философией и художественным стилем, надолго оставляя после просмотра экзистенциальный след.
Галерея же натуралистических персонажей в сочетании с карельским пейзажем и социальной правдой плавит душу не хуже доменной печи. Жаль, что баланс добра и зла не в пользу первого.
Счастья всем и любви!
Буду признательна за лайк и подписку на мой канал в DZEN.RU