Производственная практика является важнымэтапом в подготовке будущих филологов. Не менее важным является и место проведения практики, условия работы во многом влияют как на плодотворность самой практики, так и на общее впечатление после ее прохождения.
Наибольший интерес для будущих филологов представляют школы с углублённым изучением иностранных языков. В отличие от стандартных школ, частные обычно дают больший спектр изучаемого материала. Обучение концентрируется в большей степени на овладение языка с почти полным погружением в языковую среду.
Во время прохождения практики обучающемуся важно проявлять такие качества:
• Умение планировать учебную деятельность исоставлять конспекты уроков с учётом плана учебного учреждения и его материально-технической базы, которые в будущем могут совершенствоваться и индивидуализироваться в зависимости от потребностей учеников (получены благодаря предметам «Методика преподавания иностранного языка и литературы»);
• Умение отбирать наиболее целесообразные формы, методы, средства и приёмы организации учебной деятельности с учётом содержания конкретной темы урока и уровня познавательных возможностей учащихся;
• Умение отслеживать результативность (успешность) освоения ребёнком образовательной программы, выявлять его достижения и проблемы (затруднения).
Перед прохождением практики учащийся должен владеть основами изучаемого языка на продвинутом уровне; обладать умением психологического изучения личности конкретного учащегося и классного коллектива в целом. Иногда бывает ситуации, в которых ученик не хочет взаимодействовать на уроке с преподавателем, отсюда перед практикантами возникает проблема нахождения индивидуального подхода, который поможет ребенку быстрее влиться в учебный процесс и не отставать от своих сверстников; педагогическими диагностиками ребёнка, как ученика; формами и технологиями взаимодействия с коллегами (учителя, психолог и др.) для решения профессиональных задач; навыками объективного контроля качества усвоения учащимися учебного материала.
На кафедре зарубежной филологии сложилась система подготовки выпускников, которая ежегодно модернизируется и совершенствуется. Одним из эффективных путей подготовки будущихспециалистов филологов является определение в качестве места практики частных образовательных организаций, с уклоном на иностранные языки.
В г. Ялте такими на данный момент являются:
1. ООО «АЙПРО» (филиал «ШКОЛА АЙПРО»);
2. Школа иностранных языков Лингвистикум;
3. Учебный центр STUDY LAND
4. SMART SCHOOL YALTA
Нам посчастливилось пройти производственную практику в частной школе «АЙПРО». После прохождения практики мы выделили такие достоинства:
1. Большой выбор языков, на которых проходит обучение. Английский, немецкий, есть курсы китайского (как обучающейся на факультете китайского языка, для нас особенно важно практиковаться и делиться своими знаниями).
2. Обучение происходит по двум образовательным системам: Российская (ФГОС) и Кембриджская (на английском языке, в среднем около 30 часов в неделю). Что является несомненным плюсом для овладения иностранных языков. Так как ребенок погружен в почти полную языковую среду. Примером может послужить уроки английской математики и биологии\химии на английском языке (science).
3. Все педагоги владеют английским языком, среди преподавателей есть носители иностранных языков.
4. Кабинеты оснащены новым и технологичным оборудованием, есть особые элементы, помогающие ребенку привыкнуть к культуре изучаемого языка.
5. На постоянной основе проводятся внеклассные мероприятия, так же помогающие учащимся приобщиться к культуре и традициям других стран. Например, празднование Хэллоуина.
Данные примеры показывают так же некоторые отличия частных школ от муниципальных в пользу частных. Для обучающихся, которые нуждаются в повышение уровня владения иностранными языками, с большей пользой пройдет время, проведенное в частных школах. Так как в таких школах более распространен индивидуальный подход к ученикам и, благодаря особенностям обучения, учащиеся погружаются в языковую среду и быстрее и качественнее овладевают материалом.
Для будущих филологов так же важно место проведения практики. В частных школах пройти ее будет легче, так как, хоть и есть увеличенная нагрузка в количестве проводимых за уроками часов, численность классов в таких школах, обычно не превышает 12 человек, в то время как в муниципальных данное число существенно выше. Так же следует отметить, что программа обучения в некоторых муниципальных школах не позволяет преподавателю с большей пользой преподносить материал обучающимся, в частных же школах подход к обучению нацелен на индивидуальность и качество понимания информации для каждого отдельного человека.
Таким образом, производственная практика является крайне важной частью образовательного процесса. Проходя практику, студент получает дополнительную информацию о рынке востребованных компетенций и рынке профессий, понимает возможность трудоустройства в организации, где проходил производственную практику. Качество организации практики отражается на уровне приобретённых практических знаний и умений, и, в результате, на качестве работы выпускников филологов и педагогов, будущих сотрудников российских компаний.