Заведующая кафедрой эстрадно-джазового пения МГИКа уважаемая Лариса Долина в одном из интервью посетовала на огромной дефицит качественных текстов для современных песен.
А откуда им взяться-то в столь практичной современности, задушившей потребности души культом комфорта. Деловое время с перенасыщенным информационным полем лишает людей возможности углубиться в себя, встретиться с эмоциями, чувствами, порой противоречивыми. И на пике личных переживаний вынести обрамленный в слова чувственный опыт вовне.
Он может быть безумным, трагичным, умиротворенно-возвышенным, экзальтированным. Но всегда твоим, неповторимым. Сила сотворенного поэтом текстового произведения прямо пропорциональна накалу страстей, бушующих в нем.
"Любовники, безумцы и поэты
Из одного воображенья слиты!"
Есть такая мысль у Ф.И.Тютчева.
А на что сейчас распределяет силы современный индивид. На создание эффекта от себя, на конкуренцию, на превосходство, на материальный кокон, из которого никогда не высвободится призванная порхать над бренным миром бабочка ДУША.
Отличительная черта настоящих поэтов - это преданность себе при любых обстоятельствах. Я веду речь о Есенине, Лермонтове, Маяковском, Пушкине, Ахматовой. Их жизнь - не упорядоченный рай. И характеры - не подарки. Кто-то голодал, терпел лишения, попадал в ссылку, безответно влюблялся, неизлечимо болел. Одного предавали, другой спивался, третий стрелялся. Но все эти люди жили тотально, испытывая разные чувства, страдая в поисках себя, смысла своего существования. Они знакомились с адом внутри, падая на дно. И неистово карабкались вверх - к Богу в самих себе.
"Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать". С.А. Есенин
Наш же современник - это алекситимик, которому трудно прочувствовать себя и вербально выразить свои переживания. Поэтому сейчас так много психосоматики. Это не высвобожденные чувства, агрессивно направленные на тело.
Вам известно, что любая Эмоция - это прерогатива нашего Внутреннего ребенка (см. Транзактный анализ Эрика Берна). И он, Ребенок внутренний, требует возни с собой, для него нужно выделить досужее время, которого нет у гиперактивного современного существа.
Оно становится расчетливым настолько, что запрещает себе сильно чувствовать, любить, загоняя эмоциональный мир в прокрустово ложе рациональности. А рационализация по Фрейду - это психологическая защита от ИРРАЦИОНАЛЬНОГО в себе.
Нельзя болеть любовью, нельзя чрезмерно радоваться, нельзя бредить ревностью, гореть ненавистью. Не рентабельно в чувственном порыве отдавать последнюю копейку другу, ради праведной идеи лишаться всего и идти на каторгу. В общем, нельзя, братцы, сегодня жить на полную чувственную катушку, трансформируясь через творчество. Нельзя наивным чистым ребенком бросать вызов грязному миру.
Поэтому всех этих эмоциональных токсиков и абьюзеров, отвлекающих от погони за теплыми местечками под крышей столичных небоскребов, сейчас в интернет-сообществах прижимают к ногтю. Против аффективных проявлений, мешающих деловарению, зарабатыванию денег, придумываются разные методы и таблетки. Но без выстраданных эмоций - нет человека, создающего и чудо- поэзию.
"Поэзия - болезнь. Сбить температуру еще не значит выздороветь. Напротив! Жар очищает и просветляет" - подмечает Франц Кафка.
Прогуливаясь на днях в парке Победы, я прислушалась к детским песенкам из советских фильмов и мультиков - про дружбу, добро, взаимную поддержку. Там не было никаких страданий, как, например, в великих произведениях Марины Цветаевой - "Где отрекается любовь, там подступает смерть садовница".
Незамысловатые тексты, простые слова. Но почему они тоже так осветили душу? Дети резвились. Мыльные пузыри в прозрачном воздухе кружились и лопались. Жизнь торжествовала на эмоционально теплом пяточке земли.
Вот слышу "Крылатые качели" с текстом Юрия Энтина, поэта-песенника с добрейшими глазами.
Это о настоящем моменте радостного детства, такого безмятежного. И о вере в завтрашний день, в котором тоже все будет хорошо. Тогда и разлетятся птицами ребята кто-куда. А пока им еще расти и расти, видеть прекрасное небо, тянуться к нему, учиться дружить и любить. И доверять этой жизни, которая всех незримо хранит. Но при этом не приспосабливаться, а стараться быть настоящими людьми.
Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от поры детства. Если человек не растеряет этот дар на протяжении долгих трезвых лет, то он поэт или писатель. Константин Г. Паустовский.
Юрий Энтин всегда дружил в душе со своим спонтанным внутренним Ребенком, который и дарил ему творческое вдохновение. Иногда они вместе делали глупости, которые в итоге оборачивались мудрым посылом из будущего. Вот, что он рассказывает о своем внезапном решении стать свободным художником.
Я прижал трубку к уху, и Гладков запел: «Ничего на свете лучше нету…» Когда я услышал эту музыку, что-то во мне перевернулось, и я написал заявление об уходе, прихватив с собой тамошнего редактора.
Как и все настоящие поэты он писал тексты не по плану, регулярно, а на потоке души.
"Бывает, два года сидишь перед чистым листом бумаги, даже бросаешь затею. А иногда импровизируешь на ходу".
Не хлебом единым жив человек. Он, как никто другой, понимал это.
"На самом деле поэт гораздо мельче и слабее среднего человека. Потому он гораздо острее и сильнее других ощущает тяжесть земного бытия. Для него самого его пение - лишь вопль"- отмечал Франц Кафка.
Марина Цветаева о гражданской позиции подлинной поэзии выразилась так:
Поэт не может воспевать государство - какое бы ни было - ибо он - явление стихийное, государство же - всякое - обуздание стихий. Такова уже природа нашей породы, что мы больше отзываемся на горящий, чем на строящийся дом.
Быть может потому, что прагматичная современность ориентирована сейчас на проекты выгодные, успешно строящиеся, в которых, увы, не находит себе применение переживательная душа, то и связанная с ней подлинная поэзия с "потоком радости, боли, изумления и малой толики слов из словаря" остается в прошлом.
А коллективную душевную пустоту заполняет муть рефлекторной подкорки с "абыр, абыр, абырвалг". Главрыба, однако))
Далее читайте полезное по ссылке:
https://art-irlet.com/o-psihologii-tvorchestva-o-tvorchestve-v-psihoterapii-o-sebe/