Сегодня с нами произведение искусства, проданное за 69 миллионов долларов.
По сути, его даже не существует в реальности, потому что оно виртуальное. Живет только в Интернете. И создано там же.
Это работа цифрового художника Майка Винкельмана "Каждый день - первые 5 000" тысяч дней.
Майк Винкельман после продажи своей виртуальной работы вошёл в тройку самых дорогих ныне живущих художников мира.
Это NFT.
Слово 2021-го года по версии словаря Collins. Эксперты считают, популярность технологии продолжит расти. Объём рынка NFT достиг 25 миллиардов долларов в 2021-м году. По прогнозам он дойдёт до 35 -ти миллиардов в 2022-м и увеличится до 80-ти миллиардов к 2025 году.
Через NFT продают и покупают digital-объекты за криптовалюту.
Цены цифровой собственности доходят до тысяч и миллионов в долларах. Основная целевая аудитория для покупки NFT — геймеры, коллекционеры и продвинутые инвесторы, которые вместо акций компаний вкладывают деньги в NFT.
Ценность digital-предметов растёт.
NFT (non-fungible tokens или невзаимозаменяемый токен) — технология, которая закрепляет право владения цифровым объектом за одним пользователем и подтверждает уникальность digital-собственности.
Если купить картину, которая продаётся в единственном экземпляре, заменить её на копию уже нельзя — это другое произведение искусства со своими характеристиками. Когда такое произведение существует только digital-мире, объекту присваивают невзаимозаменяемый токен (NFT).
Как появилась технология NFT
Технология появилась в 2017 году и взяла за основу смарт-контракты криптовалюты Ethereum. Смарт-контракты — это прописанные коды соглашений и способ использования объекта. В реальном мире договор закрепляют подписью, в цифровом такую функцию выполняет токен.
Изначально технология NFT поддерживала блокчейн искусство: защищала авторское право уникального контента. Определить авторство картинки в цифровом мире сложно. Изображение с котиком в формате JPG не отличается от копии. При копировании уникальность теряется, автор остаётся неизвестным, если пользователи не указывают его имя под каждой публикацией. Когда изображение получает NFT токен, история копирований сохраняется, а каждый пользователь точно знает автора и владельца.
Первый переход реального произведения искусства в цифровое стал перформансом. Компания Injective Protocol выкупила трафарет Бэнкси «Morons (White)» 2007 года за 95 тысяч долларов. Работу сожгли и оставили только виртуальную версию в виде NFT-токена.
Как создать NFT токен и продать
Для создания и продажи используют те же платформы. Пользователю нужен криптокошелёк для оплаты комиссии платформы (не всегда бывает) и сам объект. Владелец загружает контент на платформу и выставляет цену.
NFT создаётся в одном из форматов блокчейна: ERC-721, ERC-1155, ERC-998, EIP-2309 и других, которые предлагают NFT площадки.
Автор NFT имеет право:
- Ограничивать количество копирований.
- Получать гонорары от каждой продажи (иногда это происходит автоматически).
- Не доказывать авторское право, которое прописано в блокчейне.
Зачем нужны NFT
Заработок авторов контента
Обычно авторы продвигают своим контентом платформы, где публикуются. Взамен получают рекламу и виральность, но не деньги напрямую. С NFT автору доступны отчисления от использования его контента.
«Первые пять тысяч дней»
Художник Beeple в течение 13 лет каждый день публиковал новое произведение, а потом соединил все изображения в коллаж из 50 тысяч элементов и продал как NFT на «Кристис». Изображение называется «Первые пять тысяч дней», потому что автор решил создавать новую картинку ежедневно до конца своей жизни. Коллаж с первыми днями стоит 69 миллионов долларов.