Найти в Дзене
Марий Охота и Рыбалка

Черемисы, предки мари. Как охотились???

Оглавление

Марийцы (мари), которых в дореволюционные времена также называли черемисами, некогда были известны как воинственный народ. Сегодня многое изменилось, однако жители Республики Марий Эл по-прежнему остаются одним из самых колоритных этносов России. Марийцам удалось сохранить свои верования, пронеся до наших дней старинные обычаи и ритуалы.

История этого народа отражается не только в находках археологов, но и в мифологии, что делает её необыкновенной и увлекательной. Как происходило становление марийских племён? Чем занимались предки современных мари? Какой стала жизнь народа в наше время?

Происхождение народа порой становится одной из самой больших загадок в его изучении. В данном случае марийцы – не исключение. Большинство историков предполагает, что предки мари появились около I тысячелетия до нашей эры. Принадлежали они к городецкой культуре, занимавшей правый берег Северного Поволжья.

-2

В то же время азелинские народы, проживавшие на левом берегу, также стали прародителями новых племён, а значит, сами марийцы были результатом смешения двух основных культур региона. Поволжье стало центром зарождения нового народа, откуда он расселился в другие уголки России.

О том, какой была жизнь марийцев на заре их становления, совсем ничего не известно. Самое первое упоминание о них можно встретить у Иордана, готского историка, жившего в VI веке.

Эти сведения в некоторой степени открывают нам характер марийцев, которые названы воинственным и жестоким народом. Известно, что нередко воины мари взаимодействовали с хазарами или Волжской Булгарией.

-3

Как я уже сказал, прежде марийцев называли черемисами, однако сами представители этого народа подобное название считали оскорбительным. Но как же оно появилось? В X веке хазарский каган Иосиф упомянул марийцев под именем “цармис”, а позднее в славянских языках слово это преобразилось в “черемис”.

По мнению переводчиков, в этом слове сложены несколько основ финско-угорских наречий, а означать оно может определение “лесного воина”. Это вполне логично, ведь в жизни марийцев лес издавна играл важнейшую роль. Он служил жильём, кормил и обеспечивал защиту. В XIX веке исследователь С.А.Нурминский в своих работах отмечал, что даже в верованиях марийцев лес стоит на первом месте. По сути, лесное “царство” было целым миром для народа.

-4

С русскими у марийцев складывались непростые отношения. Когда Московское государство и Казанское ханство вступили в противостояние, немало марийцев поддержали вторых, ведь проживали в Казани.

Когда в XVI веке её территория стала частью русских земель, марийские земли также были присоединены к России. Тем не менее процесс присоединения был крайне сложным, а в ходе него произошло несколько Черемисских войн. Тогда марийцы оправдали свой воинственный нрав, который отмечали древние историки.

-5

Это лишний раз свидетельствует о том, какое место в жизни марийцев занимала охота. Территорию Марийского края в то время покрывал дремучий лес. В нем было много всякой мелкой и крупной дичи.

Надо отметить, что мари были очень искусными стрелками. Своих детей они учили стрелять с 4 лет, бывало, что если сын не может поразить цель, то отец не давал ему есть. Это показывает, какая важная отрасль для жизни мари была охота. А порой от удачной охоты зависела и жизнь самого марийца!

(будущий  охотник)                                                                                  
(будущий  охотник)                                                                                  

Метко стрелять и удачно охотиться могли и женщины-марийки, а в случае опасности они могли стрелять по неприятелю боевыми стрелами!

-7
-8

Как утверждает князь А.М.Курбский,  что в марийское ополчение нередко вливались и женщины. Когда марийцы «идут на неприятеля, вооружаются все, и мужчины и женщины, которые всегда встречают врага с такою же храбростью и отвагой, как и мужчины, стреляют назад и вперед себя в неприятеля, который и обращается в бегство».

Одним из древнейших занятий у мари, как и у всех  народов Среднего Поволжья была охота. Издавна она носила товарный характер. Шкурки пушных зверей, в изобилии добывавшиеся на территории края, являлись основным средством торговых обменов с другими народами. Ими уплачивались дани, ясачные оклады, а позднее подати и налоги. У мари (как и у их родственников - удмуртов и мордвы) широко были распространены пассивные способы охоты.

-9

У соседей мари -  татар и башкир – использовались активные способы охоты.

Ставились всевозможные ловушки, капканы, сети, силки, устраивались западни. При активной охоте использовались копья, рогатины, ножи. В качестве оружия дальнего боя до конца XIX века применялись луки и стрелы. В зависимости от назначения, стрелы имели деревянные, костяные или железные наконечники. В этнографическом музее Казанского университета экспонируются стрелы с тупыми деревянными и костяными наконечниками, применявшиеся марийцами при охоте на белку.

(в  марийской  тайге  на  охоте)          
(в  марийской  тайге  на  охоте)          
-11

В XIX веке среди охотников получает распространение огнестрельное оружие, однако оно не вытеснило традиционных орудий и способов охоты, которые продолжают использоваться параллельно с ружейной охотой. Объектами охотничьего промысла были лоси, медведи, волки, лисы, рыси, куницы, выдры, бобры, белки, зайцы. В больших количествах добывалась птица: рябчики, тетерева, глухари, различные виды уток и куликов. Вырубка лесов и хищническое истребление зверей и птиц привело к сокращению ареала промысловой охоты у финно-угорских народов Среднего Поволжья. В условиях интенсивно развивающегося капитализма промысловый характер охоты сохраняется лишь в левобережной части края у луговых и восточных марийцев, а также у удмуртов.

(редкое  фото марийского лучника -  конец 19 века)                                      
(редкое  фото марийского лучника -  конец 19 века)                                      

О развитой охоте марийцев IX–XI вв. свидетельствуют археологические материалы. Во многих памятниках этого времени обнаружены кости диких животных (в Поветлужье особенно значителен удельный вес костей бобра и куницы), части лука, наконечники стрел (с тупыми или костяными насадками), остатки меховой одежды, сшитой из лисьих, куньих и заячьих шкурок, амулеты из когтей рыси, резцов бобра, клыков кабана и т.д. [Архипов, 1973. С. 73–74].

В документах XVII века нередко упоминаются общественные и частные охотничьи и рыболовные угодья марийцев, обложенные оброками и пошлинами [НРФ МарНИИ. Оп.1. Д. 346. Л. 6а, 7]. Многие отечественные и иностранные авторы XVI–XIX вв. называли марийцев в числе искусных в охоте народов [Крюкова, 1956. С. 28–38; Апраксина,1979. С. 64–68].

О важности охоты в средневековый период свидетельствует и тот факт, что беличью шкурку марийцы принимали за эквивалент денежной единицы. Так, кумыр (от кум ур – три белки) равнялась 1 копейке, латшымыр (17 белок) – 5 копейкам и т.д. Наиболее популярными и широко распространенными объектами промысловой охоты марийцев из зверей были зайцы, белки, лисицы, волки, медведи, лоси, олени, бобры, а из птиц – рябчики, куропатки, тетерева, дикие утки [Крюкова, 1956. С. 29].

(наконечники марийских  стрел)

-13

Несмотря на рост народонаселения и расширение хозяйственного освоения территории края в XIX веке, вызвавшие сокращение площади лесов и промысловых угодий, уменьшение состава и количества животного мира, исчезновение некоторых видов промысловых зверей, охота продолжала играть заметную роль в хозяйстве марийцев. Однако она превращалась в подсобный, второстепенный вид промыслового занятия. Сокращалось и число лиц, занимающихся охотой. Так, в статистических изданиях второй половины XIX века отмечалось, что в Казанской губернии исчезли бобры, редко встречаются чернобурые лисицы, сокращаются площади обитания зайцев, лишь в северных (марийских) уездах встречаются лоси, олени, медведи, горностаи, рыси. Из птиц в незначительном количестве прилетают гуси, а распространенные в прошлом лебеди, журавли и цапли исчезают [Список населенных мест, 1866. С. 25].

В середине ХIХ века М.Лаптев отмечал, что у луговых марийцев охота занимает одно из первых мест и что они с малолетства привыкают к лесу. Среди чувашей и марийцев «попадаются отличные охотники, иногда смельчаки до дерзости», отправляющиеся на медведя. Более распространенными способами М.Лаптев считал ловлю капканами, западнями, силками, тенетами, самоловами [Материалы, 1861. С. 331]. Корреспондент газеты «Русский дневник» А.Мартынов тогда же писал, что «черемис зверолов и охотник по природе»: он не боится медведя, побеждая его с помощью ножа и рогатины, метко стреляет из лука в зверей и почти всегда в голову, чтобы не портить шкурки [М-ов, 1859]. Медведя били, используя старинные средства защиты бортей, когда он взбирался на бортное дерево.

По рассказам информаторов, для ловли зайцев, лисиц и других мелких зверей еще в конце XIX – начале XX вв. использовали сети-тенета (мераѓоптыш) длиной до 30–40 м, шириной до 2 метров. К расставленным тенетам криком и шумом гнали зверей, где они запутывались или попадали под выстрелы охотников. Зайцев ловили также с помощью капканов и силков (мераѓвот, лöдö, шöргаш), которые устанавливали на заячьих тропах, а также огнестрельным оружием с помощью собаки. При охоте на белок использовали ружья (пычал), луки и стрелы (йоѓеж, янгеж, пикш). Стрелы на мелких зверьков имели костяной наконечник, который оглушал зверька своим ударом,  и шкурка при этом оставалась неповрежденной.

Оригинальным способом, применяемым марийцами, была ловушка в виде плетеной из прутьев корзины с захлопывающейся крышкой, с приманкой на поверхности последней. Ею ловили глухарей, тетеревов, рябчиков и куниц [Сенников, 1861; Крюкова, 1956. С. 32]. В Вятской губернии был известен также способ охоты на рябчиков с помощью манков – свистка или пищалки. Марийцы осенью приманивали тетеревов с помощью чучел, которые шили из сукна или другой черной материи и расставляли в кустах возле леса, причем сами охотники укрывались поблизости в шалашах [Общие сведения, 1880]. Старинным средством массовой охоты на водоплавающую птицу является перевес – крупная сеть, натягиваемая поперек просек, примыкающих к водоемам, на путях перелета птичьих стай с одного водоема на другой. Прежде они широко употреблялись населением Поволжья [Бусыгин, 1966. С.115]. Известны они были и марийцам.

(на привале в лесу  у костра)                                           
(на привале в лесу  у костра)                                           

Добытое марийцами при охоте мясо нехищных зверей употреблялось в пищу, а шкурки, выделанные охотниками, сбывались на местных рынках или приезжим скупщикам. По данным полевых этнографических материалов, марийцы не охотились на таких птиц, как лебедь, дикий гусь, журавль, и не употребляли в пищу их мясо, считая грехом. Очевидно, данный факт – отголосок древних тотемистических представлений марийцев.

В настоящее время охотничий промысел остается одним из традиционно любимых занятий населения республики. В послевоенные десятилетия были предприняты меры по расширению видов промысловых животных и их охране. На территорию республики завезли и разместили в естественных условиях ранее исчезнувшие и новые виды зверей (бобры, кабаны, ондатры, американские норки и др.). При Марпотребсоюзе и сельхозпредприятии «Упшер» Волжского района созданы зверофермы и предприятия по выделке меховых изделий из пушнины. Для охотников любителей установлены сезонные и количественные ограничения отстрела дичи.

-15

Хвастливый охотник  - Марийская сказка

Жил-был какой-то охотник. Был он большим хвастуном, часто рассказывал небылицы.

Однажды он пошел на охоту, но ему не повезло, дичь долго не попадалась, а когда попалась, он выстрелил, но промахнулся.

Охотник возвращается в свое село, соседи встречают его. Он им говорит:

— На свете бывают всякие чудеса, но я увидел такое чудо, которое и не снилось никому. Я взобрался на крутую каменистую скалу, а внизу снежные обвалы, большие ручьи. Вдруг вижу: по снежному полю двигается какой-то огромный-преогромный зверь. Роги у него длинные-предлинные, острые, как кинжал. Если боднет, то рассечет тебя, как травинку. И что же вы думаете? Подкрадываюсь к зверю, незаметно острым ножом начисто срезаю его роги.

Все удивились храбрости охотника. А один из крестьян сострил:

— Разве надо было начинать с рог, надо было сначала голову отрубить зверю. Видно, ты неопытный охотник.

— Нет, я не согласен с тобой,— возразил хвастун.— Я настоящий охотник и опытный, но чем виноват, если другой своим метким выстрелом до меня уже сумел уложить зверя и отрубить ему голову.

Все засмеялись,  и врун покраснел))).

-16

Уважаемые читатели, не пропустите новые статьи...

Подписывайтесь, поддержите мой канал 🤝