Найти тему
Курган и курганцы

Сколько курганских автомобилистов рискует остаться без транспорта после ужесточения наказания за езду без прав?

Оглавление

Пресеченных нарушений на дорогах стало даже больше, чем в прошлом году.

С 25 июля этого года в России ужесточили наказание для тех, кто повторно садится за руль, будучи лишенным права управления транспортом. Причем ужесточили кардинально – до штрафов в сотни тысяч рублей, реального лишения свободы на срок до двух лет и конфискации транспортного средства, на котором было совершено правонарушение. Поможет ли это в борьбе с безответственными водителями и лишился ли кто-то в Кургане уже автомобиля, рассказал командир отдельного батальона дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции города Кургана Рушан Галеев.

Без денег, без свободы, без транспорта

Для начала он пояснил: законодательные нововведения от 25 июля – это часть общей стратегии для ужесточения наказания для самых опасных водителей на дорогах. С 2014 года в России ввели уголовное наказание для тех, кто повторно садится за руль в пьяном виде. Но последние восемь лет показали, что этого недостаточно. Поэтому теперь в Кодексе об административных правонарушениях РФ появилась статья 12.7 часть 4. Она гласит, что если человек во второй раз садится за руль, будучи лишенным прав, то штрафные санкции для него составят от 50 тысяч до 100 тысяч рублей (штраф суд может заменить на обязательные работы). Если человек уже после привлечения к ответственности по этой статье снова сядет за руль и попадется автоинспекторам, то материалы уже будут поданы для возбуждения уголовного дела.

Уголовное наказание тоже теперь применяется шире. С 25 июля введена новая статья УК РФ 264.3. Первая ее часть – для тех, кто после административного наказания за повторную езду без водительского удостоверения снова садится за руль. За это можно получить штраф от 150 до 250 тысяч рублей (либо в размере дохода человека за период от года до двух), обязательные работы до 360 часов, реальное лишение свободы до одного года. А если человек и после привлечения по этой статье снова будет управлять транспортом и попадется полицейским, то ему по части второй этой статьи будет грозить уже наказание в виде штрафа от 200 до 300 тысяч рублей, обязательные работы до 480 часов, лишение свободы до двух лет.

Но больше всего нарушителей без прав теперь пугает перспектива остаться без транспорта вообще, говорит Рушан Галеев. Мера конфискации транспортного средства тоже стала новшеством, она применяется как часть наказания по статьям 264.1, 264.2, 264.3 УК РФ. «Если человек управлял транспортом в состоянии опьянения либо не выполнил законные требования полицейских о прохождении медосвидетельствования, попался на вождении в третий раз будучи лишенным прав, то судья вправе конфисковать его транспортное средство, которым он управлял, в пользу государства», – поясняет командир ОБДПС. Здесь, однако, есть важное уточнение: конфисковать можно только автомобиль, принадлежащий правонарушителю.

Некоторые думают, что если после правонарушения и до вынесения решения суда успеть продать автомобиль, то конфисковывать правоохранителям будет нечего, но это не так. «Уголовный кодекс гласит, что в таком случае правонарушителю нужно будет вернуть денежный эквивалент стоимости транспортного средства. Уйти от ответственности в виде реальной конфискации все равно не удастся», — говорит Рушан Галеев.

Кроме того, с июля этого года отсутствие водительского удостоверения становится отягчающим обстоятельством, если управлявший транспортом человек совершил ДТП, в котором погибли или пострадали люди.

Нарушали и будем нарушать

Хотя ужесточенные нормы действуют уже четвертый месяц, в Кургане нарушителей пока меньше не становится. Полицейская статистика говорит, что пресеченных автоинспекторами серьезных нарушений на дорогах стало даже больше, чем в прошлом году.

По статье 264 УК РФ с начала года зафиксировано 160 фактов – это те, кто повторно сел за руль в пьяном виде. По новой статье 264.3 УК РФ за неоднократную езду без водительского удостоверения пока задержали одного курганца. «Молодой человек, как и многие другие в его ситуации, утверждает, что не знал, что был лишен водительских прав, потому что не ходил на заседание суда по этому вопросу и якобы не получал по почте решения. Но в ходе дознания было доказано, что соответствующие материалы на его адрес приходили, это считается извещением. Его автомобиль сейчас задержан и находится на охраняемой стоянке. Я думаю, по решению суда его транспортное средство будет конфисковано», – рассказал Рушан Галеев.

Кроме того, «в зоне повышенного внимания» у Госавтоинспекции Кургана сейчас находится еще 41 человек – это те, кто в третий раз попался за рулем без прав. Если их задержат при вождении еще раз, им грозит уголовная ответственность. 30 автомобилей, которые могут быть конфискованы, находятся на специально охраняемых автостоянках.

Всего же с начала года за вождение в нетрезвом виде только в Кургане задержали 1104 человека – цифра огромная.

Анализ решений судов по статье 264 УК РФ за повторное управление автомобилей в состоянии опьянения показывает, что примерно в 30% случаев водители получают реальное лишение свободы, еще около 60% вынуждены выполнять обязательные работы. Но если к этим видам наказания прибавится конфискация транспорта, эффект для правонарушителей явно будет серьезнее.

«Я общаюсь с водителями, которые несут наказание за серьезные нарушения ПДД, и могу сказать что у многих в подсознании уже появился страх сесть за руль пьяным или без прав и попасться, а потом лишиться машины. Мы ожидаем принятия таких решений и хотим, чтобы о них чаще говорили, чтобы люди понимали, что эта мера теперь будет неотвратимой», – прокомментировал Рушан Галеев.

Еще одно неприятное явление этого года: стало больше женщин, садящихся за руль в нетрезвом виде. За 10 месяцев задержали семерых таких автоледи, причем многие из них в момент задержания везли своих детей. «Автомобиль сегодня, как это принято говорить, не роскошь, а средство передвижения, к которому человек привыкает, поэтому и за руль многие садятся не задумываясь. Хотя в целом культура вождения среди женщин гораздо выше, чем у мужчин-водителей. В свое оправдание они говорят, что сесть за руль их заставила жизненная необходимость. А в наркологическом диспансере, где все эти люди оказываются на учете, пояснили, что это алкоголизм, – говорит Галеев. – Основная причина таких нарушений– это надежда на наш русский авось: да я доеду, да тут недалеко, да я быстро. Каждый третий рассказывает, что поругался со своей второй половиной, поэтому выпил и поехал куда-то».

Общественный контроль

Бороться с пьянством за рулем в Кургане помогает не только ужесточение закона, но и сами люди. По словам Рушана Галеева, курганцы регулярно звонят и сообщают о водителях, которые управляют транспортом в нетрезвом виде или неадекватно ведут себя на дорогах. Много сообщений поступает от сотрудников АЗС и кафе и ресторанов. «Мы реагируем на все сообщения и вовремя успеваем задержать таких водителей до того, как они что-нибудь натворят или покалечат кого-то», – с благодарностью отмечает Рушан Галеев.

Звонки о подозрительном поведении водителей на дорогах Кургана принимают круглосуточно по номеру Госавтоинспекции: 8 (3522) 25-64-90.