Казалось бы, сама жизнь говорит нам о том, что "все пропало - гипс снимают, клиент уезжает". Однако люди настойчиво пытаются вернуться в СССР с его дефицитом, пропиской и диктатом КПСС. Значит есть в советском проекте что-то более значимое, чем все заявленные минусы. Но что?
Интересно, что активнее других топят за СССР именно те, кто в 1991 году голосовал за Ельцина и рвал свои партбилеты. И этому есть вполне рациональное объяснение. Оказалось, что есть вещи более принципиальные, чем нехватка товаров, ограничение прав и свобод или тотальность идеологии.
Дело в том, что люди в первую очередь желают жить не в сытом, а в справедливом обществе. И если государство худо бедно такую "справедливость" обеспечивает (пускай даже иллюзорную), то такой власти простят все - и дефицит и прописку и диктатуру.
Именно в этом кроется секрет легитимности первых десятилетий советской власти. Было голодно, холодно, в целом тяжело, но люди, в большинстве своем, чувствовали себя комфортно в социальном контексте.
И наоборот, в начале 80-ых XX века, когда люди и в материальном плане жили гораздо лучше и "тоталитаризм", по сути, сдулся - легитимность советской власти пошла под откос. Ибо общество перестало быть справедливым.
Справедливость в нашей ситуации нужно понимать следующим образом:
1. Эквивалентность социального обмена. Это значит, что реальный социальный статус человека должен соответствовать его формальному статусу.
Проще говоря, если я инженер с высшим образованием с формально высоким статусом, а фактически какой то товаровед с кулинарного техникума является более уважаемым человеком - то это неэквивалентный обмен. Или я рабочая косточка и формально вроде как "гегемон", а на деле каждый день унижаюсь в очередях, где меня поносит продавщица, которая по официальному статусу стоит гораздо ниже меня.
Кто в этом виноват? Очевидно, что не продавщица. Даже последний двоечник понимает, что виновно в этом государство, которое обязано поддерживать статус-кво в обществе.
2. Возможность социального мобильности. Прозрачность правил и условий движения по социальной лестнице.
Как только двери социального лифта закрываются, легитимность государства накрывается медным тазом. На практике это выражается в росте "теневой иерархии". Это теневая экономика, преступность, субкультурные неформальные образования.
Ответ на вопрос "кто виноват", мне кажется, очевиден. И настает пора вернуться к изначальному вопросу - почему актуальна Советская Идея?
А дело в том, что кроме марксизма никто больше справедливое общество не предлагает! Даже теоретически. Религия хитро выдуманно выводит справедливость за пределы человеческой жизни. Вот дескать, после смерти воздастся. А пока унижайся и кланяйся.
Мальтузианский российский либерализм сразу говорит - ребята, у нас тут война всех против всех, государство ночной сторож, короче, выплывайте сами. И все, привет. Шведского либерализма с "человеческим лицом" к нам не завезли - рылом не вышли. Хотя в 1991 году обещали именно его. Под это дело и партбилеты рвали.
В итоге, так и сидим в застрявшем лифте - вспоминаем былое.