Максик пришёл из школы расстроенный... Потому что - а как ему учить английский? Он на первый урок попал, дети уже два года этот английский язык учат, они уже болтают на нём, а Максик-то... А Максик учил калмыцкий язык! И все дети в классе на уроке занимаются, а Максик сидит, глазенками хлопает, ни бе, ни ме, ни кукареку. Надо же что-то делать, причём срочно!
Доброе утро всем. Доброе утро, клуб!
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Уже взрослых. Опекунство у нас прекратилось, а отношения - нет. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 27 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно, уже в Петербурге. Женился вот уже. Сыном при этом быть не перестал. Сейчас живем с девочкой Сашей ровно 18-ти лет от роду. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. Даже не верится, что спустя шесть лет у меня вот такая дочь получилась. Начиналось у нас все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться. Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Чаще я пишу про Сашу, но иногда воспоминания про Макса всплывают. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. А теперь канал будет про то, как мы живем, когда дети выросли, но они мне всё равно сын и дочь.
И ещё: на этом канале комментарии читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Они часто интереснее и полезнее самой статьи. А ещё есть чат, где собираются желающие просто потрындеть. Он тут.
Учительница у нас была великолепная. Просто великолепная, хоть и молоденькая, и не замужем, и без своих детей, но вот если есть педагоги от бога, то нам опять повезло. Дети в классе оказались... Учителя на выпускном плакали и говорили, что такого выпуска давно не было и неизвестно, когда будет. В коллективе всё прекрасно, с учителем всё прекрасно, а вот с разницей в программах обучения не всё прекрасно. В частности - с английским.
И мы отправились к репетитору по английскому. И репетитор, пообщавшись с Максиком, сказала:
- Дайте полгода. Занятия через день, три раза в неделю, через полгода ребенок класс догонит, если не перегонит. Только с учителями ребенка переговорите и объясните ситуацию, пусть полгода плохие отметки не ставят.
И мы с учительницей переговорили. А учительница сказала, что с первых дней видно то, насколько мальчик старательный, и способный, но видна большая разница между ним и детьми класса. Поэтому полгода вам с ребенком дается, ЛюдмилСанна, полгода. Полгода учитель смотрит на успеваемость ребенка сквозь пальцы и отметки ему завышает, чтобы поддержать человека. Но Вы, ЛюдмилСанна, его дома тоже хвалите, но понимая, что там, где у него 4, там по факту может быть - 3.
Но если бы кто видел, КАК Максик старался! И иногда выдавал какие-то не по возрасту взрослые фразы. В один прекрасный вечер сын мой, вымотанный школой, репетитором по английскому и выполнением домашних заданий, демонстрируя свой дневник, произнёс великолепную фразу:
- Мама, я решил, что буду жить так, чтоб тебе никогда-никогда не было за меня стыдно!
Я подзависла. Мне в моём детстве такие мысли в голову никогда не приходили. Жить так, чтоб твоим родителям не было за тебя стыдно... Ну, в восемь-десять лет надо жить так, чтобы родители перед выходными не спалили, что ты трояк по контрольной получил. Пусть они об этом в понедельник узнают. Или жить так, чтоб что-то там тебе купили или разрешили сделать... А тут - какие-то высокие цели... А Макс, увидев мой открытый в недопонимании рот, пояснил:
- Ну ты же могла выбрать какого-то другого мальчика, а выбрала именно меня! Вот я и не хочу, чтоб ты когда-нибудь подумала: зачем я взяла этого ребенка, мне за него стыдно. Лучше бы я взяла какого-нибудь другого мальчика. Лучше этого. Понимаешь? Мне надо жить так, чтобы ты, мам, никогда не пожалела о том, что ты взяла именно меня, а не кого-то ещё. Чтоб тебе за меня никогда не было стыдно.
И распахивает свой дневник. А там ни одной тройки...
Вот такая у человека была мотивация! Железобетонная. Это вам не "а если я закончу четверть без троек, то мне купят собаку". Чтоб маме за сына не было стыдно.
А при этом, (это я сейчас понимаю!) у ребенка была гиперактивность. И учиться ему наверняка было сложно не только из-за различий в школьной программе, но и из-за особенностей собственного организма. Например, стихотворения он учил, прыгая или бегая. Я на кухне еду готовлю, а Максик тут же:
- Мам, а можно я буду учить стих и на диване прыгать? Я так быстрей запомню!
Бедный кухонный диван... Сколько стихов он помог ребенку выучить!
- У Лукоморья! (прыг!) Дуб! (прыг!) Зелёный! (Прыг!)
Златая! (Прыг!) Цепь! (Прыг!) На дубе! (Прыг!) Том! (Прыг!)
Ну, и так далее по тексту...
Читал Максик... Это надо было видеть. Книга на столе, голова напротив книги, а тело и ноги, как циркуль, рисуют вокруг стола полукружья... Максик только письменные задания выполнял сидя, как все нормальные дети. Но это продолжалось недолго. Вот такие моменты затишья фотоаппарат схватить успел:
С высоты полёта, то есть по истечении многих лет, сижу и думаю: а как у ребенка психика-то всё это выдержала? За какие-то два месяца у малыша поменялось ВСЁ. Вот вообще всё! Взялась какая-то мама, хоть и долгожданная, но это же всё равно стресс. Из махонькой деревеньки в большой город переехал, Родину-мать увидел, школу поменял, учителя поменял, друзей поменял, а тут еще оказалось, что и школьные предметы тоже поменялись! И предметы другие, и требования у учителей другие... А тут еще и английский, когда надо "даёшь пятилетку за три года!"
Вообще-то психика пару раз дала сбой всё-таки. И к психологу я сбегала. Потом расскажу и про сбой, и про психолога. Но в целом...
Но в целом Максик успевал везде. И во дворе с друзьями поиграть, и уроки, и английский. И очередной стих в прыжках на диване выучить. К концу ноября дневник Максика был вот такой, а всего-то три месяца у нас прошло:
Согласитесь, даже если учитывать то, что учительница наша первые полгода отметки немножко завышала, результат-то очень даже ничего.
Дневник подлинный. Да, храню... "Пятёрку" по английскому в пятницу всем видно? А "четвёрку" по физкультуре в понедельник? Как это у Макса - и "четвёрка" по физкультуре? А потом расскажу.