Найти тему

Товарный знак. Как разместить бизнес на маркетплейсах безопасно.

Оглавление

Приветствую Вас дорогие читатели!

Вот признайтесь, думали ли Вы о собственном бизнесе? Может у Вас была мысль, что то производить: варить ароматические свечи для дома, шить ежиков, оленей, зайчиков на заказ, делать бижутерию, вязать шапки и шарфы. А может быть что-то продавать: чехлы на телефоны, одежду, аксессуары, косметику, и ждать от продаж производственных масштабов и большой прибыли? Мне кажется эта мысль хоть раз посещала любого человека. А некоторых не только посещала, но и с подвигла открыть бизнес и разместиться на крупных маркетплейсах. А как Вы считаете, маркетплейсы перед тем, как разместить товары очередного продавца, проверяет их на право использования данного бренда? К сожалению не всегда, и по сути у Вас могут быть серьезные проблемы из-за этой нестыковки.

Какие трудности могут Вас поджидать, если Вы решите не регистрировать товарный знак. Остановимся на этом вопросе поподробнее.

Под товарным знаком понимается обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право (ст. 1477 ГК РФ).

Какие преимущества у официальной регистрации товарного знака:

-2

  • Вы обеспечите защиту своего товарного знака от незаконного использования названия или логотипа конкурентами.
  • возможность размещения товарного знака на вывесках и наружной рекламе, что повышает его узнаваемость и укрепляет ассоциации потребителей с конкретным производителем, способствуя формированию бренда
  • защита от подделок, поскольку ст. 1515 ГК РФ предусматривает ответственность за незаконное использование товарного знака
  • защита на таможне: товарные знаки вносятся в ТРОИС (Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности), в связи с чем проверка товаров на таможне и выявление контрафактных товаров происходит гораздо эффективнее и обо всех попытках нарушений сообщается правообладателю
  • возможность запуска франшизы: без зарегистрированного товарного знака это сделать не получится ст. 1027 ГК РФ

Как регистрируются товарные знаки?

В РФ за регистрацию отвечает Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент). Подать заявку можно на сайте Госулуг или Роспатента. Если вы хотите сэкономить время и минимизировать риски отказа, можно воспользоваться услугами профессионалов и поручить регистрацию патентному бюро. В данном случае Вы не сами будете заниматься регистрацией обозначения, а патентные поверенные.

Этапы регистрации:

-3

Исключительное право на товарный знак возникает в связи с его государственной регистрацией, включающей в себя следующие этапы:

  • Подача заявки на регистрацию товарного знака.
  • Оплата первой части госпошлины.
  • Формальная экспертиза заявки.
  • Экспертиза, по существу.
  • Оплата второй части госпошлины.
  • Внесение сведений в Государственный реестр товарных знаков, выдача свидетельства на товарный знак.
  • Публикация информации о государственной регистрации знака.

Заявка на регистрацию товарного знака должна содержать все необходимые элементы, включая заявление о регистрации, подлежащее регистрации обозначение с его детальным описанием, перечень товаров, в отношении которых осуществляется регистрация знака ст. 1492 ГК РФ. Более того, заявка должна быть индивидуальной, и содержать в себе регистрацию одного товарного знака.

Основным этапом регистрации является публикация Роспатентом сведений о поданных заявках в официальном бюллетене ст.1493 ГК РФ

!Очень важно! Дата подачи заявки устанавливает приоритет товарного знака, с этой даты у заявителя возникает право на первоочередную регистрацию. Этот факт может быть очень полезным при попытке конкурентов зарегистрировать схожие обозначения.

После подачи заявки необходимо уплатить пошлину: Реквизиты для уплаты пошлин указаны на сайте Роспатента (для сведения).

1. Госпошлина за подачу заявки и проведение формальной экспертизы взимается за каждый класс Международной классификации товаров и услуг (МКТУ), по которому требуется регистрация, и составляет 3500 рублей. Если таких классов более 5, то за 6-й и каждый последующий взимается 1000 рублей.

2. Госпошлина за проведение экспертизы по существу составляет 11 500 рублей за один класс МКТУ, для которого проводится регистрация, и 2500 рублей за каждый класс свыше одного.

Формальная экспертиза, которая заключается в проверке правильности заполнения документов и факта оплаты пошлины, в среднем проводится в течение 1 месяца. В случае положительного результата заявка отправляется на экспертизу по существу, которая в среднем занимает 12 месяцев и заключается в проверке обозначения на охраноспособность. По итогам настоящей процедуры принимается решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе в его регистрации (ст. 1499 ГК РФ).

В случае получения удовлетворительных результатов экспертизы по существу необходимо уплатить госпошлину за регистрацию товарного знака.

1. На 2022 год она составляет 16 000 рублей за пять классов МКТУ, за каждый класс свыше 5-ти взимается дополнительная плата 1000 рублей.

2. Выдача свидетельства также сопровождается уплатой пошлины в размере 2000 рублей.

Весь процесс регистрации от подачи заявки до выдачи свидетельства и публикации соответствующих сведений в официальных источниках (ст. 1506 ГК РФ) может занять до 18 месяцев.

-4

Срок действия товарного знака

Срок действия исключительного права на товарный знак составляет 10 лет с даты подачи заявки. По заявлению правообладателя срок может быть продлен еще на 10 лет неограниченное количество раз (ст. 1491 ГК РФ)

Нужен ли на старте продаж товарный знак и какие у него преимущества?

Здесь все зависит от Ваших бизнес-задач и оценки собственных перспектив. Фактически при регистрации товарного знака Вы приобретаете уникальное права на свой товарный знак. По сути, это монополия.

Необходимо отметить, что ваш бизнес должен подразумевать уникальность бренда. Если вы работаете без бренда, например, чините машины в «Автосервисе», или продаете продукты и бытовую химию в небольшом магазине формата «Настенька», «Сельский», «У дома», то регистрировать товарный знак не обязательно. Да и сделать это будет довольно сложно — название «Автосервис» не имеет уникальности.

-5

Надо ли регистрировать товарный знак на старте продаж? Думаю стоит повременить. Для начала, необходимо посмотреть, насколько Ваш товар хорошо продается. В такой ситуации нужно понять рентабельно или нет, может быть Вы вообще решите, что ваш бизнес «сезонный», продадите гирлянды в виде звездочек, шариков, ягодок, к новому году, заработаете свои деньги, и на этом остановитесь. Здесь решения будет только за Вами.

Если Ваш бренд не вызывает доверия, то никто и не будет продавать под ним свои товары. Поэтому без аналитики, без предварительных тестов, даже крупные компании не регистрируют товарные знаки.

Желаю успехов!