Обе картины — лауреаты Канн-22.
«Заговор в Каире»
Увлекательный интеллектуальный шпионский триллер о борьбе за власть между религиозными и политическими силами
Фильм, сочиненный и снятый шведским режиссером с египетскими корнями Тариком Салехом («Инцидент с Нилом Хилтоном»), который через оптику острожанрового кино исследует состояние современного Египта.
Адаму (Тауфик Бархом), юному рыбаку из маленькой деревушки, сказочно повезло: его принимают в Аль-Азхар — всемирно известный каирский университет исламских наук в столице Египта. Способный застенчивый ученик испытывает благоговейный трепет перед величественными мечетями, красотой религиозных ритуалов, дисциплиной, строгостью и атмосферой набожности. Внимательно он наблюдает и за бурлящими вокруг него событиями, пока эти события не затягивают его в воронку политических и криминальных интриг.
Главный имам, чей статус и власть сравнимы с положением папы римского у католиков, умирает от сердечного приступа в момент обращения к студентам, и начинается острая политическая борьба за власть.
Адам оказывается случайным свидетелем убийства своего нового приятеля-студента: его казнят на главном университетском дворе люди в масках. Погибший приятель Адама был информатором службы госбезопасности, сообщая правительству о политических взглядах имамов в главном университете страны — эпицентре могущества суннитского ислама.
И пока шейхи торжественно и чинно выбирают нового религиозного лидера на пожизненный срок, члены правительства и президент решают поставить во главе Аль-Азхара своего человека, разделяющего их убеждения.
Дальнейшие события погружают зрителя в мир запутанной закулисной битвы за власть, за контроль над религиозными институтами Египта. Битвы чудовищной и беспощадной, в которой все средства хороши, особенно режущие и колющие.
Вместо католической церкви, привычно царящей в этой жанровой нише в экранизациях романов Дэна Брауна или Жана-Кристофа Гранже, Салех переносит центр внимания на мусульманский мир. Впрочем, сам режиссер называет среди главных источников вдохновения при создании картины бурные дни «арабской весны», обнадежившей молодой поколение и обрушившей надежды, а также великий роман Умберто Эко «Имя розы». Среди кинематографических референсов, воодушевивших режиссера, безусловно, «Иван Грозный» — шедевр Эйзенштейна, и «Смерть в Ватикане» Марчелло Алипранди, фильм, посвященный гипотетическому убийству папы римского.
В чем особенность этой картины? Салех соединяет практически несоединимое: крепкую политико-криминальную интригу с завораживающей интонацией тауба — молитвенного покаяния.
Последовательный критик египетского правительства, режиссер из фильма в фильм пытается исследовать природу власти: светской и духовной. Ему запрещен въезд в Египет после «Случая в отеле «Нил Хилтон», критикующего египетские власти. Поэтому «Заговор в Каире» снимали не в Египте, а в Стамбуле.
Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 2022-го, где он получил награду за лучший сценарий.
«Тори и Локита» братьев Дарденнов
Печальная история эпохи несправедливости выйдет 17 ноября.
Африканские дети — пятнадцатилетняя Локита (Мбунду Джолели) и девятилетний Тори (Шильс Пабло) — познакомились на корабле, следовавшем в Европу. И в поисках лучшей жизни прибыли в Бельгию.
Чтобы получить вид на жительство, им — кровь из носа — нужно доказать, что они брат и сестра. И сами дети, и взрослые, которые с ними встречаются, уже абсолютно готовы в это верить.
Надо лишь пройти ряд испытаний, но делать ДНК-тест дети наотрез отказываются. Чтобы прокормить себя и отправлять деньги голодающим родственникам, мальчик и девочка устраиваются на работу в пиццерию, которая служит прикрытием для наркоторговли. Иначе им не выжить.
Минималистская тихая трагедия затрагивает спрятанное за благотворительностью, миссионерством и охраняющим их неколебимым, как скала, миром бюрократии скорбное бесчувствие европейского мира. Которое, по сути, перечеркивает все прекрасные начинания и благие намерения.
В притче Дарденнов о неравенстве и вопиющей несправедливости современного мира много идеализма. Здесь сталкиваются два космоса: дети с их надеждами, мечтами, нежной дружбой — которые силятся пробить асфальт привычной черствости и равнодушия; и взрослые, давно смирившиеся с мутной коррупцией, преступностью, чиновничьей вакханалией, апатией современной цивилизации.
Из фильма в фильм режиссеры разрушают миф о просвещенной Европе. При этом они — едва ли не из последних авторов первого ряда, полагающих, что кино может и обязано вмешиваться в действительность.
Дарденны, пожалуй, самые востребованные Каннами авторы. Вторая картина бельгийских мастеров — «Обещание» — участвовала в «Двухнедельнике режиссеров» в 1996-м. С 1999-го премьеры их картин проходят в главном Каннском конкурсе. «Розетта» и «Дитя» увенчаны «Золотой пальмовой ветвью».
В Каннах-2022, показавших «Тори и Локиту», бельгийские режиссеры Дарденны получили «Почетную пальмовую ветвь».
Вы прочитали сокращенную для дзена версию материала кинообозревателя «Новой газеты» Ларисы Малюковой, опубликованного на сайте «Свободное пространство». Полная версия материала здесь.