Как советский учёный 3 года прожила в рабстве у чукчей

11K прочитали

Исследование Крайнего Севера - занятие, конечно, очень романтичное… Но суровое. Особенно если речь идёт о проживании в полевых, вернее тундровых, условиях, в семье настоящих кочевников. Обычно такими проектами занимаются сильные и выносливые мужчины. Однако, советскому этнографу-североведу Варваре Григорьевне Кузнецовой мужества точно не занимать.

Фотография взята из открытых источников в интернете.
Фотография взята из открытых источников в интернете.

Труднодоступность и полное отсутствие транспорта, заполярный климат и тяжёлый ежедневный быт - неудивительно, что к такому неблагодарному занятию, как изучение жизни чукч, готовы приступить не все. Но наша героиня не просто отважно отправилась в семью чукчи Тымнэнэнтына - она прожила там долгие три года, и, к сожалению, поплатилась за научное исследование собственной жизни.

Итак, 1948 год. Женщина отправляется на край Земли, на Чукотку. Её первоначальный план - получить хорошую административную должность и собирать материал для диссертации - не удался. Слишком традиционное чукотстское общество отличалось от советского. Но Варвара не подумала унывать: следующей задачей она поставила погружение в чукотский быт.

Варвара Григорьевна Кузнецова. Фотография взята из открытых источников в интернете.
Варвара Григорьевна Кузнецова. Фотография взята из открытых источников в интернете.

Она не знала чукотского языка (а умение понимать местные наречия - один из главных постулатов этнографов), не представляла, чем она будет питаться, где будет спать - и как отнесутся к ней объекты научного исследования - местные жители. Но энтузиазм гнал Кузнецову вперёд…

Итак, Амгуэмский сельсовет, колхоз “Тундровик”... Впрочем, никакой это не колхоз, а одно официальное название. Дикая тундра, оленеводство и собирательство - вот чем живёт большая кочевая семья.

Фотография взята из открытых источников в интернете.
Фотография взята из открытых источников в интернете.

Именно в семье так называемого “председателя”, старика с труднопроизносимым именем Тымнэнэнтын поселилась отважная исследовательница. Первое, что бросилось ей в глаза - это традиционность и обрядность. Любые отступления сразу же жёстко пресекались.

Вот к примеру, история жены Тымнэнэнтына Увакай. Это был второй её брак, но не совсем: первый супруг женщины состоял с нынешним мужем в групповом союзе. И советским людям, и нам с вами такое покажется дикостью, а для языческих народов - обычное дело. Дети Увакай, по правилам, перешли в семью нового мужа, а после она родила совместных. Увакай также затруднялась ответить, сколько ей лет - отсчёт тут ведётся не по нашему календарю, а по пережитым кочевьям. У хозяйки семейства их насчиталось 30, хотя по виду она была намного старее.

Фотография взята из открытых источников в интернете.
Фотография взята из открытых источников в интернете.

Нетрудно догадаться, что Варвару в семействе, мягко говоря, недолюбливали. Причины разные - от предполагаемого колдовства (выводит на бумаге непонятные знаки, жжёт огонь без дела, возится с фототехникой - значит, может навлечь злых духов) до вполне объективного раздражения: неумелая, неприспособленная, не такая выносливая физически, как рождённые здесь, на Крайнем Севере… Этнографа скудно кормили, иногда даже не приглашали на ночлег, оставляя на морозе, не брали на нарты во время долгих переходов. А от работы отлынивать не давали: утаптывать снег и чистить место для чума нужно обязательно всем, несмотря на плохое самочувствие, постоянное недоедание и прочие мелочи.

Фотография из архива Варвары Кузнецовой. Хозяйка яранги Тымнэнэнтына варит ужин. Фотография взята с официального сайта музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН
Фотография из архива Варвары Кузнецовой. Хозяйка яранги Тымнэнэнтына варит ужин. Фотография взята с официального сайта музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН

Тут надо отметить, что в связи с трудностями с добыванием пищи у чукч принята строгая иерархия: кто ест первым, более сытно и питательно. Учёная находилась в самом низу. Из её дневников известно, что угощали женщину особой кашей - из содержимого оленьего желудка, жира и прочих отходов. Естественно, есть такое месиво было невозможно. Иногда доставалась порция оленьих внутренностей или микродоза оленьего мяса. Женщина совсем ослабла и похудела до неузнаваемости - но продолжала свой нелёгкий путь.

Фотография взята из открытых источников в интернете.
Фотография взята из открытых источников в интернете.

Огромной досадой стало то, что не уцелели дневники за 1949 год - Тымнэнэнтын попросту разорвал их и выкинул: зачем кочевнице таскать за собой лишний ненужный груз? А позже предприимчивый старик попытался выдать пришелицу замуж за одного из своих племянников. В 1951 году мужчина умер, и Варвара Григорьевна вернулась на Большую Землю.

Усилия и лишения не прошли бесследно. Варвара Кузнецова, используя собранный материал, всё же защитила диссертацию… А после этого слегла — организм сдался после бесконечных перегрузок. Её уход был скоропостижным. Фотографии и дневниковые записи учёной и по сей день сохраняются в архиве музея этнографии.

Если Вам понравилась статья, то обязательно поставьте лайк! Это мотивирует нас писать больше подобных статей! Большое спасибо!