На осенние холодные дни, когда, кажется, гибнет природа, замирает жизнь на земле, приходился самый крепкий и надежный праздник ноября – Кузьминки. Девушки ждали, что мечты о замужестве – сбудутся. Женщины верили, что по молитвам к святым, прибудет обилия в хозяйстве, добра, благополучия, здоровья. Мужчины призывали мастеров кузнечного дела помочь обрести плуги, ведь, по преданию, Кузьма-Демьян раздают плуги тем, кто их особенно почитает.
Тихо-тихо, но матушки нашептывали, раскатывая тесто на пироги – курники: «Кузьма-Демьян, приходи на свадьбу к нам, со своим святым кузлом -(молотом), и скуй ты нам свадебку!»
Считалось, что никто так, как святые Кузьма и Демьян не скуёт счастье. По народному поверью, брачные цепи святых – не разорвать. Свадебные золотые кольца святых – вековечны! Обручение в этот день, сама свадьба – на долгое семейное счастье. Торопились парни и девушки, ведь знамо, что осенью все свадьбы – до Филипповок, до 27 ноября. А там – начинается Великий Пост.
В старину этот день еще называли наши предки Курячьими именинами,
«Косма-Демьян, приходите наших курочек посчитать!»
Хозяйки звали священника отслужить перед курятниками молебен, окропить святой водой куриные хоромы.
Главными кушаньями на свадебном столе – считались куриные – лапша, пироги. Молодым, когда они уходили от стола на свою первую брачную ночь с пожеланием благополучного продолжения рода подавали завернутый в полотенце пирог - курник.
Немало поверий бытовало у наших предков и о курином пере. К примеру, никогда в подушку не плакали. Помнили: «Перо - слезы пьет».
А после, мол, ненароком подоткнешь эту подушку своему ребенку под голову, то какой там сон-то будет? Что смекать! - тяжелый, непонятный.
Отправляя близкого человека решать какую-нибудь жизненную задачу, мы непременно и теперь говорим: «Ни пуха! Ни пера!» И в ответ мы должны услышать: «К черту!» Т.е. не дай Бог остаться без птичьего заступничества, без пуха, без пера, без чуткого обережения, ведь воин-петух стоит на страже добра, правды, сияния над землей - солнца!