КАК В 90-е ПИСАЛИ О КУМИРАХ ЗАПАДНОЙ РОК И ПОП МУЗЫКИ

Что бы прервать вынужденное затишье, сегодня хочу рассказать еще про одно музыкальное справочное издание, при том довольно занятное и, не побоюсь этого слова, уникальное. Называется оно «Кумиры западной поп- и рок-музыки» и вышло в 1994 г. В качестве её создателей указан лишь «Авторский коллектив», но авторами идеи выступают Владимир Шпак и Александр Щуплов, так что скорее всего именно их перу и принадлежит сие творение. В книге указано, что она входит в «Черную серию библиотеки «Переходный возраст» (которую, согласно аннотации на обложке, выбирает новое поколении). Примечательно, что больше ни каких изданий в этой самой Библиотеки ни черной, ни какой либо еще серии обнаружить не удалось.

Что бы прервать вынужденное затишье, сегодня хочу рассказать еще про одно музыкальное справочное издание, при том довольно занятное и, не побоюсь этого слова, уникальное.

Сам я эту книгу прочитал в 1999 г. Уже пару лет я отходил от отечественной музыки и постоянно открывал для себя новых зарубежных исполнителей. Квины и Битлы уже были неоспоримыми фаворитами. Роллинги и Пинки своего места тоже удостоились. Требовались новые открытия. А информацию об этих исполнителях я получал из журнала «Ровесник» (каждый свежий номер которого я ежемесячно читал в библиотеке) и в меньшей степени из других изданий. Было заведено несколько тетрадей. В одну переписывались переводы текстов песен. В другую - даты и факты из жизни интересующих рок-групп. В третьей - делалась попытка составить некий информационный дайджест. И вот однажды в школьной библиотеке мне сказали, что в наличии есть эта самая книга, в которой все, что я по крупицам выискивал в разных изданиях уже собрано и структурировано. Причем «Кумиры…» уже давно стояла на библиотечной полке, но почему то я не обращал на нее внимание. Но тут я получил заветный том и отправился домой, что бы внимательно изучать и существенно пополнять свои незабвенные тетради.

Что бы прервать вынужденное затишье, сегодня хочу рассказать еще про одно музыкальное справочное издание, при том довольно занятное и, не побоюсь этого слова, уникальное.-2

Сама книга состоит из статей про 16 зарубежных рок-групп и 4 исполнителей (есть еще совсем небольшое эссе про Элвиса Пресли), которые, не смотря на прошедшие с момента выхода издания годы давно уже стали культовыми и легендарными. Хотя уже тогда практически каждая из описанных групп фактически таковой являлась. Причем рассказ про каждого исполнителя завершался дискографией из основных альбомов. В доинтернетовскую эпоху было крайне удобно и практично.

Кроме того, в приложении имелся довольно обширный, хотя и немного однобокий, календарь значимых поп- и рок-дат. А также почтовые адреса фан-клубов исполнителей, при чем не только тех, про кого говорилось в книге, но и тех, кто в ней даже не упомянут. Было бы даже занятно сегодня написать на какой ни будь из этих адресов – интересно придет ли ответ?

Что бы прервать вынужденное затишье, сегодня хочу рассказать еще про одно музыкальное справочное издание, при том довольно занятное и, не побоюсь этого слова, уникальное.-3

Ещё было 8 страниц черно белых и столько же цветных фото. Но подбирались они по странному принципу. К примеру, есть Элтон Джон и Джордж Майкл, которые ни в одной статье про них нет ни слова, но при этом отсутствуют фото больше половины тех, материалы про кого занимают ни один десяток страниц. При чем они явно подбирались по принципу: то что сумели найти, то и опубликовали. Как выяснилось, такой своеобразный подход оказался характерен для всего этого издания.

Что бы прервать вынужденное затишье, сегодня хочу рассказать еще про одно музыкальное справочное издание, при том довольно занятное и, не побоюсь этого слова, уникальное.-4

Вообще по таким книгам можно судить о времени, когда оно увидело свет. При чём даже не по том, на каком годе завершается описание история той или иной группы. А по тому, как оценивается творчество самих музыкантов, по количеству фактов и манере подачи материала. Практически каждая глава «Кумиров…» начинается с анекдота или байки, который будет понятен только русскому читателю. Таких историй много и внутри самого повествования, причем порой не понятно для чего они вообще там нужны. Конечно, не обходилось и без едких колкостей, что бы показать как на Западе все хорошо, а у нас всё плохо. Но это общая тенденция публицистики того времени. Сейчас это смотрится смешно и глупо. Или вряд ли кто-то сегодня на полном серьезе оценит пассаж о то, что «Наутилус Помпилиус», Виктор Цой и «Алиса» стали популярными исключительно благодаря тому, что подражали группе Cure (артикль «The» в названиях всех групп авторы, почему-то, игнорировали). Хотя довольно занятно читать описания первых концертов зарубежных исполнителей в нашей стране на самом излете перестройки.

Что бы прервать вынужденное затишье, сегодня хочу рассказать еще про одно музыкальное справочное издание, при том довольно занятное и, не побоюсь этого слова, уникальное.-5

Конечно в предисловии, авторы написали довольно внушительный список зарубежных периодических изданий и книг, из которых они «черпали» материал для статей этого издания. Однако, если посмотреть взглядом чуть более эрудированного читателя, то выясняется, что этот список явно был намного короче и, как правило, ограничивался тем, что уже вышло на русском языке ранее. К примере, материал про группу Beatles целиком основан на первой авторизованной биографии группы написанной Хантером Дэвисом. Потому в «Кумирах…» много написано про детство музыкантов этой группы, а собственно пик творчества, запись всех культовых альбомов, и закат уместились на одной странице. Глава про U2 явно скомпонована из обзорной статьи и интервью с музыкантами. Материал про Dire Straits состоит из каких то абстрактных рассуждений и не несет ни какой информации, кроме имен участников группы. А главы про Майкла Джексона и Мадонну составляют исключительно пересказ, наверное, всей «желтизны», которую про них только смогли собрать.

Что бы прервать вынужденное затишье, сегодня хочу рассказать еще про одно музыкальное справочное издание, при том довольно занятное и, не побоюсь этого слова, уникальное.-6

Это как раз подтверждает, что в выборе первоисточников авторы были не особо разборчивы. Потому во многих главах по несколько страниц описывается какой ни будь концерт в самом начале творческой карьеры группы или вырванные из контекста высказывания, а вот действительно важные факты про исполнителя, знаковые альбомы, могут быть упущены совершенно. Все-таки от справочника ожидаешь более структурированной и полезной информации, а не абстрактных суждений.

Что бы прервать вынужденное затишье, сегодня хочу рассказать еще про одно музыкальное справочное издание, при том довольно занятное и, не побоюсь этого слова, уникальное.-7

Причем, когда реальных фактов не хватало, то авторы пускали свою фантазию в безудержный полет. К примеру, написано, что Мик Джаггер и Пол Маккартни планируют собрать совместную группу. Что Оззи Осборн решил навсегда завязать с музыкой. А музыканты Scorpions могли быть советскими шпионами, потому их с такой радостью принимал Горбачев. Таких «фактов» в книге много и вычислять их – это своеобразный «квест» для знатоков или игра в «правда/ложь». Но во времена, когда «Кумиры» вышли и проверить эти сведения не было ни какой возможности, многие верили в эти сведения безоговорочно. Каюсь, в те далекие годы и я многое воспринял как правду.

Что бы прервать вынужденное затишье, сегодня хочу рассказать еще про одно музыкальное справочное издание, при том довольно занятное и, не побоюсь этого слова, уникальное.-8

Однако больше всего выдумки авторы (а тут явно потрудился весь творческий коллектив) проявили при написании главы про самую главную рок-группу 20 века. Конечно же, речь идет про Sex Crazy Band. И не важно, что большинство впервые узнало о существовании этой группы именно на страницах данного издания, а в последующем не могли найти ни то, что их песен, а даже хотя бы какого-то упоминания. Всю исчерпывающую информацию можно почерпнуть исключительно в «Кумирах...», не даром именно им посвящена самая большая статья. Вообще складывается ощущение, что вся книга писалась исключительно для того, что бы в полной мере поведать об этой эпохальной группе. Действительно на фоне их выходок меркнут описания всех бесчинств, что вытворяли на пике своей карьеры музыканты из Rolling Stones, Kiss или Black Sabbath (одно только поливание публики на концерте ананасовым соком чего стоит!). По степени эпатажности с этой группой точно вряд ли кто мог сравниться. Вот лишь один привер: перед распадом групп вокалист Нельсон Саммервил и басист Джон Клэш сделали пластические операции, что бы походить друг на друга. А уж какие только группы в последствии стремились подражать SCB, то тут просто не сосчитать. При этом по биографии каждого из участников в отдельности можно написать по захватывающему роману, в котором тесно пересекутся пути неимоверного количества известных личностей кино, политики и музыки, а также членов считавшего исчезнувшим ордена убийц-ассасинов и даже мавзолея В.И. Ленина. При этом, в книге представлены фотографии всех участников группы. А ещё есть переводы некоторых их песен и даже целой поэмы-реквиема, посвященного Фредди Меркьюри (большого друга Саммервиля). При этом авторы самой книги обещают, что готовится издание перевода всех текстов этой группы. Честное слово, я бы с интересом прочел, поскольку те «переводы», что есть в «Кумирах…» довольно занятны.

Что бы прервать вынужденное затишье, сегодня хочу рассказать еще про одно музыкальное справочное издание, при том довольно занятное и, не побоюсь этого слова, уникальное.-9

Но это вовсе не значит, что вся книга целиком состоит из «списываний, «желтизны» и безумных фантазий . К примеру, главы про группы Queen, Metallica и Pink Floyd и еще некоторых для энциклопедического издания вполне себе неплохие. Видимо автор этих глав был все-таки больше в теме материала или, по крайней мере, относился к этим группа с уважением. Правда и здесь не обошлось без ненужного внимания к болезни Фредди Меркьюри, алкоголе, наркотиках и постоянных скандалах, уходах музыкантов и разваливании групп. Но опять таки, сделаем поправку на время выхода книги. Тогда писали именно так, сознательно выставляя на всеобщее обозрение пороки и как можно меньше внимания уделяя творчеству.

Тем не менее, авторы все-таки позволили читателям насладиться образцами творчества представленных групп. В конце были представлены образцы прозаического и поэтического творчества героев «Кумиров…». Правда не очень ясно, как среди них оказалось творчество Джима Моррисона и Боба Дилана, о которых во всей книге если и было сказано, то исключительно вскользь. Причем составители и не скрывали, что это фрагменты из переводов, которые уже ранее выходили на русском языке в более полном объеме.

Что бы прервать вынужденное затишье, сегодня хочу рассказать еще про одно музыкальное справочное издание, при том довольно занятное и, не побоюсь этого слова, уникальное.-10

Зато в каждой главе в обязательно порядке приводятся тексты песен описываемой группы. При чем в некоторых случаях они состаувляют 2/3 всей статьи. Единственная проблема: эти тексты на языке оригинала, т.е. английском. Видимо авторы всерьез считали, что языковые знания читателей на таком высоком уровне. А уж коли мой экземпляр был библиотечный, то рядом со многими из текстов карандашом были написаны подстрочники. Из них было видно, что тексты явно записывались на слух при прослушивании оригинальных композиций. Так что и здесь авторы подошли по принципу: кто знает не скажет, а кто не знает – тому и так сойдет.

Что бы прервать вынужденное затишье, сегодня хочу рассказать еще про одно музыкальное справочное издание, при том довольно занятное и, не побоюсь этого слова, уникальное.-11

На это, по всей видимости, и был сделан расчет издателей: пока «горячо» удовлетворить информационный голод тех, кто хотел что-то узнать про своих кумирах. Для этого и слепили такой «полуфабрикат», который в то время читали очень многие. За прошедшее время про все, представленные в издании группы (кроме описанной выше SCB) на русском языке вышло как минимум по несколько книг, так что сегодня «Кумиры…» уже вряд ли будут полезны именно как источник информации. Но как наглядный образец того, что издавалось в то лихое время – это достойный внимания экземпляр. А уж для всех тех, кто хочет узнать всю правду про группу Sex Crazy Band - так просто обязательный к прочтению.