Из Мордвинова:
Небезынтересно отметить, что уже в Итальянскую кампанию основным тактическим руководством для всего русского флота служила Сигнальная книга, в которой нашли отражение боевой опыт и некоторые положения из тактических воззрений Ф. Ф. Ушакова. Отдельные приемы тактики Ф. Ф. Ушакова и его теоретические рассуждения оказали также влияние на раздел о боевых действиях Устава военного флота 1797 года.
Такие приемы Ушакова, как атака по флагманским кораблям противника, нападение на неприятельский флот с меньшими силами, его расчленение и окружение по частям с последующим уничтожением, получили отражение в 16 артикулах Сигнальной книги. Вопросу использования кораблей резерва (опыт сражений Керченского, под Тендрой и Калиакрией) посвящен специальный раздел Сигнальной книги, где в шести артикулах показываются примерные случаи использования корпуса резерва.
Преследование противника без соблюдения порядка номеров (опыт сражений под Керчью, Тендрой, Калиакрией) нашло свое отражение также в шести артикулах Сигнальной книги. И, наконец, почти половину книги занимает раздел «О прибрежных действиях: т. е. о свозе десанта, атаке крепостей и укрепленных кораблей 3 в порчах». В этом разделе, состоящем почти из 200 артикулов, много общего с практикой ушаковских действий как под Корфу, так и в Итальянской кампании. Большое место в Сигнальной книге уделено также вопросам крейсерства и разведке, т. е. всему тому, чему так много всегда уделял внимания Ф. Ф. Ушаков и его предшественник Г. А. Спиридов.
Напомню, что первые подробные тактические наставления русского флота сделаны адмиралом Кушелевым в 1797 году. Горькая ирония, ибо это... Просто переведенный британский устав 1734 года, к тому времени уже в Англии отмененный. И никаким опытом Ушакова там и не пахнет.
Эти инструкции в России отменили в 1801 году, вернувшись к... Уставу 1720 года.
А вот Сигнальная книга Ушакова была, только она не получила ни признания, ни применения. Частью наработки адмирала использовались теми, кто с ним служил, например Сенявиным, но к 1808-му от этих наработок в реальности мало что осталось.
Чтобы было понятно, на основании чего принимался Морской устав 1797 года. А на основании морских учений в Гатчине в 1796 г.
Вот их описания.
"Маневра на гатчинских водах" весной 1796 г.
Флот был разделен на три эскадры – авангард, кордебаталия, арьергард. Кордебаталия под командованием генерал-майора С.И. Плещеева состояла из яхты «Надежная» и пяти яликов; авангард, возглавляемый полковником Г.Г. Кушелевым, - из трешхаута «Твердый» и четырех яликов; арьергард, под командованием полковника А.А. Аракчеева – из трешхаута «Храбрый» и четырех яликов.
Весь флот собрался на малом озере и, разделившись по эскадрам, двинулся в большое через три пролива. Выйдя в большое озеро, флот продолжал движение тремя линиями мимо храма Венеры, а затем выстроился в одну линию и открыл пальбу. Достигнув зеленых мостов, флот повернул назад и выстроил линию фронта. Когда он снова подошел к храму Венеры, с главного судна, яхты «Надежная», был дан сигнал, искать удобного места для высадки десанта. Пока авангард исполнял данный приказ, остальной флот лежал на дрейфе и производил огонь по берегу. Когда же место было выбрано, все суда приблизились к берегу. Флагманские суда продолжали огонь, а малые стали свозить десант. Далее действие разворачивалось уже на суше. Заканчивалось оно отступлением полковника Кушелева, его отходом к берегу, посадкой на суда и перестрелкой отступающего флота с оставшимися в береговом укреплении.
Как видим, никаких тут резервов или прорезания линий нет, плавают все в колонне, главная задача тренировок - обстрел берега и десант. Поэтому касательно сражений с кораблями цельно стянули из английского устава. Устав был принят 8 марта 1797 года, а уже 6 июля Балтийский флот проводил учения согласно уставу. Однако учения не получились, 6-го испортилась погода, Его Величество начали блевать-с, и 10-го решили вернуться в Кронштадт.
Главное в этом Уставе - не тактика, а административная деятельность, например возрождение должности обер-сюрвайеров, для надзора за тратами на строительство кораблей. Составлен он был далекими от флота людьми, которые не нашли ничего лучше, чем честно, под копирку, списать устав у более опытных в морском деле людей.