Многие приходят к этому фильму по наводке из различных подборок, где он зачастую рекламируется как советский «День сурка», и ожидают если и не мелодраматическую комедию, то, как минимум, привычную фантастику. И, естественно, их ожидания не оправдываются.
«Зеркало для героя» Владимира Хотиненко – это глубокая, но, в лучших традициях советской школы кинематографа, очень просто показанная драма. Драма из нескольких слоев – тут и драма в отношениях отцов и детей, драма человеческого бессилия, драма лишнего человека, в конце концов – бытовая драма людей, восстанавливающих быт после войны. Фильм очень сложный, с элементами как типичного перестроечного кино, так и классического советского.
Годом раньше на экраны вышла другая картина, в которой два малознакомых человека попадают в мир, сильно отличающийся от их мира – «Кин-дза-дза» Георгия Данелия. И, по моему субъективному мнению, к реалиям планеты Плюк дяде Вове и Гедевану Александровичу получается приспособиться быстрее и проще, чем Пшеничному и Немчинову в том мире, куда попали они. А все дело не в том, как поменялся мир за тридцать восемь лет, а в том, как поменялись люди. И героям приходится пройти свой путь в этом непривычном для них мире, показав свою истинную суть. Приземленному Немчинову в исполнении Ивана Бортника (целому поколению зрителей известному больше всего по фразе «гребанный Экибастуз!») легко удалось найти цель, и он к ней шел, невзирая на непреодолимые препятствия, истово веря в успех. А Пшеничному (в исполнении Сергея Колтакова), человеку, более оторванному от реальности (неслучайно по сюжету он не «физик», а «лирик», причем максимально теоретический), реальной цели найти не удается, и он просто плывет по течению. И только этим течением его выносит к выходу из лабиринта одного дня.
Фильм очень много говорит про перестроечные настроения, но он не только не антисоветский, но и даже более «советский», чем многие признанные таковыми. Через образы времени и живущих в нем людей, через демонстрацию моральной эволюции героев в фильме идет разъяснение перестроечному зрителю суровой, но, увы, многим недоступной правды – нельзя давать оценку времени и людям, не побыв там, не посмотрев самому.
Так что не ждите от «Зеркала для героя» «Дня сурка» - тут его нет. Тут есть глубокий фильм, сложный и тяжелый, но очень хороший. Вне зависимости от вашей оценки что времени создания фильма, что времени, в котором разворачивается его действие, фильм однозначно заслуживает просмотра.
Зеркало для героя (1987)
24 ноября 202224 ноя 2022
13
2 мин
2