В войну часто бывает так, что необходимо мобилизовать все силы на защиту Родины. В такие моменты не время разбирать прошлое – каждый человек нужен для того, чтобы остановить натиск врага. Такой массовый набор в вооружённые силы известен с давних времён, однако самое популярное название подразделений, собранных из худших – штрафбат.
Наиболее широкое его употребление пришлось на период Великой Отечественной войны. Сразу после приказа Сталина «Ни шагу назад!», осенью 1941 года стали формироваться специальные части из тех, кто был замечен в воинских преступлениях, хулиганстве, мародёрстве, срыве оборонного заказа или порчей продукции, а иногда и просто совершил убийство, грабёж, изнасилование. Через штрафбаты прошли многие известные впоследствии люди – часто их попадание туда было вызвано роковой глупой ошибкой или обыкновенной случайностью.
Морис Семашко
Морис Семашко, будущий казахский писатель, происходил из семьи одесского бактериолога, которого чуть было не сделали «врагом народа», однако позже отпустили, потому что работа в бактериологической лаборатории консервного предприятия оказалась чрезвычайно важна для экономики. Во время войны молодой Семашко поступил в авиационное училище, откуда сразу попал в штрафную роту – он полетел на свидание с девушкой на служебном самолёте. Такая глупость стоила ему перспектив. Однако в 1944 году он был ранен, а согласно тогдашним положениям, раненые считались искупившими вину кровью и полностью восстанавливались в правах.
Семён Ария
Семён Львович Ария, впоследствии один из самых известных советских юристов, попал в штрафбат уже в ходе войны. Он был механиком танковых войск, однако однажды его танк был сломан, а впоследствии и вовсе утерян – его угнали немцы. Трибунал посчитал, что в этом есть вина Семёна Арии, поэтому его приговорили к 7 годам лагерей. Вскоре судимость была снята, но Ария ещё какое-то время оставался в армии, побывал во многих городах и странах Европы. Среди его клиентов в разные годы были Андрей Сахаров, Роман Кармен, Борис Березовский. Он прославился защитой диссидентов и евреев-отказников.
Михаил Сукнев
Начальством штрафников были обычные офицеры, которые должны были суметь одновременно и поладить со своими трудными подчинёнными, и держать их в порядке и дисциплине. Одним из таких был Михаил Иванович Сукнев – деревенского происхождения, закончил Свердловское пехотное училище. С октября 1943 года принял командование штрафным батальоном, об этом периоде оставил воспоминания – в частности, описывал подвиги, которые совершали бывшие заключённые. Оказалось, что люди, отвергнутые обществом, ещё могут быть полезными для него! После войны Сукнев работал в милиции, однако страстью всей его жизни с молодости осталось рисование.
Николай Винокур
Фельдшер штрафников Николай Винокур рассказывал, что эти бойцы никогда не носили касок, а к офицерам относились с уважением, не считали их конвоирами или надзирателями. Надо сказать, и офицеры платили им той же монетой, никогда не пренебрегали бывшими зеками, не напоминали им об их прошлом, шли в атаку в одной цепи. Он писал, что штрафники никогда не кричали «За Родину! За Сталина!» - им были чужды идеологические установки. В атаку «медвежатники» ходили с матом – атаки у них, надо сказать, получались весьма продуктивными.
Итоги
Тем не менее, некоторые штрафники после войны продолжили совершать преступления. Может быть, это было связано с тем, что в послевоенной жизни они не могли найти себе иного призвания, кроме как возвращения в криминальный мир. Другие же их однополчане, наоборот, восприняли штрафбат как позитивный опыт, который помог изменить жизнь к лучшему.