Найти тему
Закрытая книга

3 причины: почему издательства XX века не любили длинные «книжные серии»?

Оглавление

До цифровой эпохи встретить литературный цикл длиннее трилогии было не правилом, но исключением. Почему? Ведь сегодня наоборот, в моде длинные циклы и «ну очень многотомники»... Давайте разбираться.

А разбираться есть в чём. Потому что причин у этого не одна и не две, а целых три. И все они — были связаны с «физическим миром».

«Читательский разрыв»

Пожалуй, главная проблема многотомников до цифровой эпохи — тот факт, что к моменту выхода следующей книги предыдущие уже могли пропасть с полок. И, в результате, уже третий том раскупается намного хуже, чем, например, первые два.

Просто потому что тех, кто хочет купить продолжение — стало меньше. А те, кто хотели бы окунуться в эту историю с самого начала, увидев продолжение на полке — остаются «с носом», поскольку его уже банально нет в продаже. И это с трехтомником: дальше — хуже.

Нет, конечно, первую книгу можно и допечатать. И тогда все заработает. Но стоит это *столько*, что допечатывались лишь книги крупнейших авторов: они-то и могли себе позволить длинные серии. Лукьяненко с «дозорами» или Пратчетт с «Плоским миром» тому пример.

Зависимость от автора

-2

В «докомпьютерную» эпоху многотомник — это риск ещё и потому что автор может... Просто уйти с продолжением в другое издательство.

И вот — издатель А потратил кучу денег «на раскрутку», но писатель уходит со следующим томом к издателю Б. Который предложил более выгодные условия именно потому что ему не пришлось тратить ресурсы на рекламу.

С одиночной же книгой — все честно и предсказуемо: автор сдаёт её издателю, издатель — рекламирует и рассылает по книжным... И все «в дамках».

«Непонятки по срокам»

-3

Это сейчас писатель обязан выдавать «на-гора» по книге в три месяца, чтобы просто оставаться на плаву.

Тогда же — писатель мог готовить следующую книгу и год, и два, и пять. И здесь мы вспоминаем о первом пункте.

Какой смысл в серии, если следующего тома ждать придется лет так несколько, и к этому моменту о предыдущем все забудут?

Причем, что ещё хуже, издатель вообще не знал, когда будет написано продолжение. Вот писателю вожжа под хвост попала, и он взялся за другую книгу. А завершение трилогии — выйдет лет через пять... Наверное. Привет т-щу Мартину.

Сегодня всё проще

-4

Цифровая эпоха родила электронную книгу, позволив читать цикл «полноценно», сколько бы времени ни прошло.

Потом пришли литплощадки нового поколения, благоволящие длинным циклам. Сроки написания продолжения — сжались в пружину. Да и издатели тоже адаптировались к новым веяниям — по крайней мере, некоторые.

Просто как пример: в середине «нулевых» у Альфа-книги циклы составляли порядка 20% напечатанного. Сегодня — «за 90%».

Так что... Мир изменился. И книги изменились вместе с ним. И, наверное, это... Хорошо?

Как бы то ни было, но на этом всё.

Подписка, лайк и комментарий на тему — всё, что нужно для поддержки канала. Это несложно:-)