Об Айседоре Дункан у нас в стране знают, наверное, все. Чего не скажешь о её «старшем товарище» по цеху, ещё одной великой американке и не только основательнице свободного танца «модерн», но и женщине, совершившей революцию в театре – такого света и таких декораций культурный мир до неё не видел.
Я о Лои Фуллер слышала, как раз-таки потому, что её имя тесно связано с Айседорой, и часто упоминается в биографиях Дункан. Ведь именно в труппе Фуллер начинала выступать «великая босоножка».
Фильм, как вы поняли, основан на реальных событиях. Событиях, которые зачем-то откорректированы, мягко говоря. И жизнь Лои Фуллер руками режиссера «заиграла новыми красками». Честно говоря, меня такое откровенное вмешательство и переписывание фактов всегда раздражает. Но. «Танцовщица» заставила меня плакать, поэтому искаженная действительность отошла на второй план. Так случилось, что всё, что касается искусства, трогает меня до глубины души. А здесь искусство представлено несколькими видами. Одним словом, я включила и пропала.
🎬 Танцовщица (2016)
La Danseuse
Прежде чем говорить о Лои Фуллер, поясню: я много раз упоминала, что я визуал. И когда увидела, что происходит на сцене, этот танец, это белое шелковое полотно, эту игру света и тени, я просто застыла. Божественно красиво, не побоюсь этого слова.
Второе: музыка. Не просто музыка, а «времена года» Антонио Вивальди и одно из самых любимых моих классических произведений - гениальный «Декабрь», который красной нитью идёт сквозь весь сюжет. До мурашек. И до слез, конечно. И вот хотя бы ради этого дуэта танца и музыки фильм стоит внимания.
После выступления мисс Фуллер часто выносили со сцены на руках. За танцами, имевшими ошеломительный успех, стояли рваные сухожилия, растянутые мышцы, непроходящие синяки, повреждение роговицы глаз из-за слепящего света, походка старухи вне сцены от невозможности выпрямить уставшее тело от тяжести костюма и веса специальных палок – двух основополагающих составляющих танца.
К чему такие жертвы, спросите вы. Зачем умирать на сцене?
Идея такого рода танца пришла в голову Лои во время выступления в роли «кушать подано» во второсортном спектакле, когда в свете софитов она так восхитительно запуталась в юбках, что поразила зрителей до оваций. Вовсе не изящная (я бы даже сказала, немного тяжеловесная) Лои, которая и танцевать то по сути не умела, поняла, какой эффект может произвести правильно развевающееся платье при правильной же подсветке. Фуллер стала первой, кто освоил это пространство искусства.
Лои начала экспериментировать и через некоторое время создала себя: к рукам привязывала длинные палки, сверху, как шатер через голову - огромное количество шёлка.
Да начнется представление.
Успех Лои Фуллер был ошеломителен и оглушителен. Даже среди известных людей эпохи. Роден, Тулуз-Лотрек, Александр Дюма-сын, Стефан Малларме. Сейчас даже сложно представить, в каком восхищении пребывали зрители в конце XIX - начале XX веков, если и сегодня это производит колоссальное впечатление.
Серпантин. Бабочка. Танец огня.
Вы только представьте, что Фуллер запатентовала около 200 технических театральных новшеств, начиная от видов костюмов и использование химической соли в люминесцентном освещении, заканчивая зеркалами и стеклянным полом, подсвеченным снизу.
Быть может, вы видели в театре «незаметный» прием, когда на черном фоне находятся актеры в черных костюмах. Сейчас этим никого не удивить, но придумала все это Лои.
Она настолько горела высокохудожественной идеей, что даже хотела применять в танце флуоресцентные свойства радия, открытые супругами Кюри. К счастью, ученые отговорили её от этой безумной затеи.
«Я хотела создать новую форму искусства, не относящуюся к другим художественным теориям, искусства, дающего душе и чувствам в одно и то же время полный восторг, где реальность и сон, свет и звук, движение и ритм образуют захватывающее единство».
Жаль, что в фильме нет ни Тулуз-Лотрека, ни Родена, ни Кюри. Зато есть фантазия режиссера, включая непонятно зачем появившихся в биографии Фуллер отношений с неким Луи (Гаспар Ульель, трагически погибший в начале этого года) или интимную привязанность к Айседоре Дункан. В роли Дункан, кстати, дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради – Лили-Роуз Депп.
К чему это все, для меня осталось загадкой. Неужто жизнь Фуллер так скучна, что и показать нечего?
Да, Лои Фуллер действительно была близко знакома с Дункан, пригласила её к себе в труппу и помогала материально. Айседора и Лои были словно на противоположных чашах весов.
- Порхающая в лёгкой тунике босая Айседора и сгорбленная под тяжестью собственных идей и задумок Лои.
- Айседора импровизирует, Лои тщательно оттачивает каждое движение до изнеможения, до крови, до погружения рук в кубики льда.
- Айседора танцует, Лои практически стоит на одном месте.
Но и то, и другое – искусство.
Как и у Айседоры, у Лои была своя авторская школа танца - и это тоже то, на что стоит обратить внимание при просмотре фильма. К сожалению, несмотря на огромное количество подражателей и перенимателей техники, настоящих последователей у Фуллер, насколько мне известно, нет. Если я не права, поправьте.
Не сказала об актрисе. Лои на экране воплотила Стефани Соколински. Мне понравилась и мимика, и пластика, и хорошо выраженная эмоциональность - и от боли, и от радости успеха.
Лои Фуллер - это образ. Символ, если хотите. И у меня даже не возникает мысли, зачем все эти палки и мучения, борьба за идею и желание донести свои чувства зрителю посредством этих самых мучений.
Просто. Это. Искусство. Ярко и свежо, эффектно и стильно. Магия и реальность в одном флаконе.
Кто ничего не знает о Лои Фуллер, смело рекомендую вам «Танцовщицу», если, как минимум, от Вивальди у вас бегут мурашки.