35K подписчиков

Лои Фуллер называли «пылающим символом поколения» и «идеальной театральной формой поэзии». О «Танцовщице» - фильме, который тронул до слёз

1,8K прочитали

Об Айседоре Дункан у нас в стране знают, наверное, все. Чего не скажешь о её «старшем товарище» по цеху, ещё одной великой американке и не только основательнице свободного танца «модерн», но и женщине, совершившей революцию в театре – такого света и таких декораций культурный мир до неё не видел.

Я о Лои Фуллер слышала, как раз-таки потому, что её имя тесно связано с Айседорой, и часто упоминается в биографиях Дункан. Ведь именно в труппе Фуллер начинала выступать «великая босоножка».

Мария Луиза (Лои) Фуллер. Фото из открытых источников сети интернет.
Мария Луиза (Лои) Фуллер. Фото из открытых источников сети интернет.

Фильм, как вы поняли, основан на реальных событиях. Событиях, которые зачем-то откорректированы, мягко говоря. И жизнь Лои Фуллер руками режиссера «заиграла новыми красками». Честно говоря, меня такое откровенное вмешательство и переписывание фактов всегда раздражает. Но. «Танцовщица» заставила меня плакать, поэтому искаженная действительность отошла на второй план. Так случилось, что всё, что касается искусства, трогает меня до глубины души. А здесь искусство представлено несколькими видами. Одним словом, я включила и пропала.

🎬 Танцовщица (2016)

La Danseuse

Прежде чем говорить о Лои Фуллер, поясню: я много раз упоминала, что я визуал. И когда увидела, что происходит на сцене, этот танец, это белое шелковое полотно, эту игру света и тени, я просто застыла. Божественно красиво, не побоюсь этого слова.

Второе: музыка. Не просто музыка, а «времена года» Антонио Вивальди и одно из самых любимых моих классических произведений - гениальный «Декабрь», который красной нитью идёт сквозь весь сюжет. До мурашек. И до слез, конечно. И вот хотя бы ради этого дуэта танца и музыки фильм стоит внимания.

Кадр из фильма «Танцовщица», 2016 год, режиссер Стефани Ди Джусто
Кадр из фильма «Танцовщица», 2016 год, режиссер Стефани Ди Джусто

После выступления мисс Фуллер часто выносили со сцены на руках. За танцами, имевшими ошеломительный успех, стояли рваные сухожилия, растянутые мышцы, непроходящие синяки, повреждение роговицы глаз из-за слепящего света, походка старухи вне сцены от невозможности выпрямить уставшее тело от тяжести костюма и веса специальных палок – двух основополагающих составляющих танца.

К чему такие жертвы, спросите вы. Зачем умирать на сцене?

Идея такого рода танца пришла в голову Лои во время выступления в роли «кушать подано» во второсортном спектакле, когда в свете софитов она так восхитительно запуталась в юбках, что поразила зрителей до оваций. Вовсе не изящная (я бы даже сказала, немного тяжеловесная) Лои, которая и танцевать то по сути не умела, поняла, какой эффект может произвести правильно развевающееся платье при правильной же подсветке. Фуллер стала первой, кто освоил это пространство искусства.

Лои начала экспериментировать и через некоторое время создала себя: к рукам привязывала длинные палки, сверху, как шатер через голову - огромное количество шёлка.

Да начнется представление.

Успех Лои Фуллер был ошеломителен и оглушителен. Даже среди известных людей эпохи. Роден, Тулуз-Лотрек, Александр Дюма-сын, Стефан Малларме. Сейчас даже сложно представить, в каком восхищении пребывали зрители в конце XIX - начале XX веков, если и сегодня это производит колоссальное впечатление.

Серпантин. Бабочка. Танец огня.

Лои Фуллер в Фоли-Бержер. Анри де Тулуз-Лотрек, 1892 год
Лои Фуллер в Фоли-Бержер. Анри де Тулуз-Лотрек, 1892 год

Вы только представьте, что Фуллер запатентовала около 200 технических театральных новшеств, начиная от видов костюмов и использование химической соли в люминесцентном освещении, заканчивая зеркалами и стеклянным полом, подсвеченным снизу.

Быть может, вы видели в театре «незаметный» прием, когда на черном фоне находятся актеры в черных костюмах. Сейчас этим никого не удивить, но придумала все это Лои.

Она настолько горела высокохудожественной идеей, что даже хотела применять в танце флуоресцентные свойства радия, открытые супругами Кюри. К счастью, ученые отговорили её от этой безумной затеи.

«Я хотела создать новую форму искусства, не относящуюся к другим художественным теориям, искусства, дающего душе и чувствам в одно и то же время полный восторг, где реальность и сон, свет и звук, движение и ритм образуют захватывающее единство».

Жаль, что в фильме нет ни Тулуз-Лотрека, ни Родена, ни Кюри. Зато есть фантазия режиссера, включая непонятно зачем появившихся в биографии Фуллер отношений с неким Луи (Гаспар Ульель, трагически погибший в начале этого года) или интимную привязанность к Айседоре Дункан. В роли Дункан, кстати, дочь Джонни Деппа и Ванессы Паради – Лили-Роуз Депп.

К чему это все, для меня осталось загадкой. Неужто жизнь Фуллер так скучна, что и показать нечего?

Да, Лои Фуллер действительно была близко знакома с Дункан, пригласила её к себе в труппу и помогала материально. Айседора и Лои были словно на противоположных чашах весов.

  • Порхающая в лёгкой тунике босая Айседора и сгорбленная под тяжестью собственных идей и задумок Лои.
  • Айседора импровизирует, Лои тщательно оттачивает каждое движение до изнеможения, до крови, до погружения рук в кубики льда.
  • Айседора танцует, Лои практически стоит на одном месте.

Но и то, и другое – искусство.

Как и у Айседоры, у Лои была своя авторская школа танца - и это тоже то, на что стоит обратить внимание при просмотре фильма. К сожалению, несмотря на огромное количество подражателей и перенимателей техники, настоящих последователей у Фуллер, насколько мне известно, нет. Если я не права, поправьте.

Не сказала об актрисе. Лои на экране воплотила Стефани Соколински. Мне понравилась и мимика, и пластика, и хорошо выраженная эмоциональность - и от боли, и от радости успеха.

Лои Фуллер - это образ. Символ, если хотите. И у меня даже не возникает мысли, зачем все эти палки и мучения, борьба за идею и желание донести свои чувства зрителю посредством этих самых мучений.
Просто. Это. Искусство. Ярко и свежо, эффектно и стильно. Магия и реальность в одном флаконе.

Кто ничего не знает о Лои Фуллер, смело рекомендую вам «Танцовщицу», если, как минимум, от Вивальди у вас бегут мурашки.

А кто уже смотрел, как вам? Не раздражает, что биографию «приукрасили»?