Олега Газманова специально представлять не надо. Выпускник Калининградского мореходного училища, побороздив моря и океаны и даже поработав преподавателем в родной мореходке, выучился играть на гитаре и петь, вышел на сцену – и с тех пор ее не покидает. А его хиты «Эскадрон», «Есаул», «Офицеры» (и многие другие) люди и слушают, и поют уже десятки лет. И Всероссийскому центру изучения общественного мнения остается только констатировать, что народ вновь «Лучшим певцом» 2022 года назвал именно Олега Газманова.
Артист, известный своей активной гражданской позицией, сейчас занят новым проектом, и это не очередной альбом (хотя и за этим у Олега Михайловича – уверены – «не заржавеет»), а дело поистине грандиозное: всероссийский конкурс патриотической песни «Родники». В чем его смысл и цель – об этом мы постарались расспросить самого Олега Газманова. А также о том, в чем, на его взгляд, секрет его всенародного успеха.
«Я просто делаю то, что мне нравится»
— Олег Михайлович, поздравляем вас: вы уже второй год подряд возглавляете рейтинг популярных российских артистов!
— Спасибо! В следующем году будет 55 лет, как я на сцене, а первый мой хит был написан в 1968 году. Это песня «Белый, белый снег», которую я снова буду петь на Новый год. На самом деле я никогда не стремился быть первым в рейтингах. Я просто делаю то, что мне нравится делать. И удивительно, что это совпадает с мнением большого количества людей. Видимо, поэтому я остаюсь популярным. А то, что последние несколько лет меня называют на первом месте, это, наверное, потому, что когда в жизни всё легко, то в музыке больше гламура. А когда тяжело — как сейчас — наверное, больше обращают внимание не те песни, которые более духоподъёмные, которые связывают нашу нацию, наш народ в единое целое. Поэтому я могу только сказать спасибо за такую высокую оценку.
— У вас много композиций, которые стали практическими народными…
— Да, так получилось… Но вот песня «Офицеры», как вы сказали, действительно стала народной. Причем я написал в 1990 году, а её услышали только спустя пять лет. Почему? Наверное, если бы у меня были деньги, чтобы сразу раскрутить эту песню, снять клип – я бы это сделал… Да и в клипах у меня никогда не было чего-то дорогостоящего: полётов на вертолетах, крутых машин и так далее — были музыка, слова… Это ведь самое важное.
Места, где творчество бьёт ключом
— Расскажите немного о вашем новом проекте «Родники». Почему так его назвали?
— У меня сейчас такое невероятное состояние… Дело в том, что это было задумано ещё в начале двухтысячных годов — мне сейчас даже трудно вспомнить точную дату, даже год — и только сейчас начинает воплощаться в жизнь. Почему назвали «Родники»? Родники в моем понимании – это там, где бьёт ключом народное творчество. Но не в смысле «народная песня» — а в смысле того, что ребята сами пишут стихи, музыку, которая точно соответствует духу нашей страны. Но эту работу никто не слышит, ей практически нет хода. А мы хотим помочь, чтобы её все услышали.
— У нас в стране — много различных вокальных проектов. Чем ваш будет отличаться от остальных?
— Действительно, у нас хватает разных конкурсов, которые повышают рейтинги того или иного телеканала. Но ситуация такова, что молодой артист, который владеет своим голосом, может спеть любую песню и даже победить в конкурсе — со временем он остаётся в тени. Потому что у него нет своего музыкального контента, нет хорошего музыкального материала. И во многих конкурсах нет новых песен, которые бы отражали нашу историческую сущность.
Но в реальности эти песни существуют, они создаются. При этом самому композитору показать свою песню – особенно если он плохо поёт — почти невозможно. Или если есть хорошая музыка и хороший солист, но слова не очень удачные – у этой истории не будет продолжения. И наша задача — найти хорошие песни и соединить из с хорошими исполнителями. У нас будет своя платформа, главным жюри будут простые люди, которые смогут голосовать в интернете. Но будет ещё и профессиональное жюри, которое будет видеть то, что не увидели другие. И будет возможность помогать.
Например, соединить хорошего поэта с хорошим композитором. И тут уже за такую песню будут бороться солисты. Кто лучше её спел, тому она и достанется. В общем, ещё много креативных моментов, которые мы придумываем. То есть это такая система, которая позволит нашу музыкальную среду наполнять талантливыми людьми.
— Вы, кстати, всегда что-то такое интересное придумываете…
— Да, несколько лет назад была подобная история. У меня был большой гастрольный тур по стране. Я сообщил поклонникам, что будут такие «народные концерты»: кто хочет спеть со мной на сцене — присылайте разные видео с моими песнями. Причём это могут быть и танцевальные коллективы, и хоры, взрослые и дети… И вы не представляете, что в итоге получилось! Во-первых, в Красноярске со мной решил выступить целый симфонический оркестр — они удаленно отрепетировали, расписали все партитуры… Выиграл конкурс в итоге парень из Южно-Сахалинска, по-моему. Ему 14 лет на тот момент исполнилось. Он так круто спел со мной на сцене!
— А что вы пели?
— Он исполнил со мной песню «Мечта». И я ему подарил гитару… Так что у нас талантов – целая огромная страна! Она у нас многонациональная, и нам нужно соединиться через творчество…
Найти таланты и помочь
— Я знаю, что девиз конкурса – слова из вашей песни: «Если будут звенеть родники, будет биться и сердце России». Какие песни вы хотите услышать? Какие-то ограничения ставите?
— Мы хотим, чтобы был материал, который бы помогал нашей стране. При отборе произведений можно всегда задать простые вопросы…
— Какие, например?
— Например, если подходить с точки базовых ценностей: эта песня нужна стране или не нужна? Или эту песню могут спеть женщины и дети? Мы можем её им показать? Или если иностранец услышит эту песню — он поймёт, что она о нас? На «Евровидении», когда итальянец поёт — видно, что это их песня. И то же самое, например, с англичанами. А в последние несколько лет, когда мы участвовали в «Евровидении», трудно было определить: это наша песня или нет? Всё-таки у нас — страна великих поэтов и композиторов, ведь должен же присутствовать какой-то национальный момент!
Это тоже один из критериев. Потом нужно понимать: это песня духоподъёмная? Прививает она какие-то традиционные ценности — или, наоборот, задвигает их «за плинтус» ради какого-то хайпа?.. Важно понимать: если не будет хороших песен, то не будет и хороших артистов. Ведь что такое вокал? Это просто сотрясание воздуха, просто количество децибел. Надо найти нечто, что трогало бы людей, что продвигало бы нас к чему-то высокому. Это не просто какой-то очередной конкурс — мы реально хотим найти талантливых людей, чтобы переломить эту ситуацию, когда не хватает своего материала. Нам нужны свои, наши песни!
Валерия Хващевская, фото Вадима Тараканова
(ИА «Столица»)