Найти тему

По мотивам книги «Большой конфликт»

По мотивам книги «Большой конфликт»

В контексте настоящих событий, новыми красками заиграла фигура Берта Хеллингера и его исследовательский метод расстановок. Я почти уверена, что в чистом виде метод мало кто понимает и познает этот инструмент в силу своего опыта и мудрости. Берт без сомнения был гениален, и в его работах – просто кладезь мудрости. Он задавался вопросами, решение которых лежит за гранью человеческих пониманий. Он мыслил в категориях добродетелей: терпение, сострадание, человеколюбие, смирение, искупление, прощение, достоинство. Сложно полностью объять размер его личности. Уверена, что труд Хеллингера во многом опередил времена, и ценность этого познания будет расти. Однажды мне пришла «шальная мысль» об идее избранности и исключительности. Я тогда подумала, не в этом ли кроется фашизм: превосходство одних над другими.

Из биографии БХ: «Хеллингер рассказывает, как один из инструкторов спросил группу: «Что для вас важнее, идеалы или люди? Чем из этого вы бы пожертвовали ради другого?». Для него это была не просто философская загадка. Он остро чувствовал то, как нацистский режим жертвовал человеческой жизнью ради идеалов. Он говорил: «В определённом смысле этот вопрос изменил мою жизнь. С тех пор основным направлением, формировавшим мою работу, стала ориентация на людей».

В книге «Большой конфликт» поднимаются важные вопросы о Боге, о военных действиях, терроризме, о добре и зле и не только. Целый пласт историй о жертвах и насильниках, героях, изгнанниках: выводы, практические исследования, примеры из расстановок. Самое время прочесть, чтобы осознать, что есть «другая степень свободы мышления». Метафизика явлений и наше представления о мире – разные сути.

Самый проявленный образ Бога на Земле случился 2000 лет назад, и мы все его знаем – это распятие (символ слияние Бога и Человечества). Когда случаются вещи выше нашего понимания (те самые большие конфликты), жажда ясности приводит нас к расширению, а кого-то к Богу. Ибо движения Души неподвластны обычному человеческому пониманию. Наверное, это и есть греховность, т.е. заблуждение, отсутствие знаний об истиной сути вещей, человечность. «Я как ты!» «Любовь означает: я признаю, что все, какие они есть, равны мне перед лицом великого; я признаю, что все, какими разными бы они ни были, равны мне перед лицом великого». (Цитата из книги).

Что действительно является объединяющим фактором: победа или скорбь о погибших?! Что же на самом деле происходит в нас, когда мир выставляет нам зеркалом войну?

Цитаты из книги Б. Хеллингера «Большой конфликт»:

«Эли Визель повествует, как в одном концентрационном лагере публично повесили ребенка. При виде такого нестерпимого ужаса один человек спросил:

Но где же бог?

Вот он висит, — ответил Эли Визель».

Глубинные движения души не боятся ни болезни, ни смерти. Они работают совершенно по-другому.

Насильников, в чьей бы власти они ни находились, тянет к жертвам. Только приблизившись к ним, они обретают покой.

Самым большим препятствием на пути примирения добра и зла являются праведники. Самые агрессивные чувства — у них.

Различия между добром и злом существуют только в личной, осознаваемой нами совести. Только в ней. Другими словами, различие между добром и злом означает всего-навсего, что добро — это то, что имеет право на принадлежность к системе, а зло — то, что не имеет право к ней принадлежать.

Я столько от тебя получил, что никогда не смогу тебе это вернуть. Я с радостью принимаю твой подарок и в память о тебе передам его дальше (о любви к родителям).

Все, и насильники, и жертвы, чувствовали себя орудием непостижимой для нас высшей власти.

И вдруг стало ясно: мертвые жертвы не обретут покой, пока мертвые насильники не лягут рядом и пока жертвы не обнимут и не примут их. И насильникам не обрести покоя, пока они не сравняются с жертвами, лежа рядом с ними.

Конец примирительной динамики должен выглядеть так: противники видят страдания на одной и на другой стороне. Они скорбят вместе.

Примирение возможно только после общей скорби об утраченном.

Нужно намного больше — общая скорбь по погибшим (о США и Японии, ядерный конфликт).

Отношения между русскими и немцами долгое время страдали оттого, что немцы чувствовали свое превосходство над русскими и соответственно себя вели. Позднее они боялись русских, их страх нередко сопровождался неприязнью. Потому мир между немцами и русскими начинается с почтения немцев перед русскими и со скорби по страданиям и несправедливости, которые они причинили русским.

Затем я ввел в расстановку клиентку и попросил ее сказать одну единственную фразу: «Теперь я русская». Это феноменологическая фраза. Ее не выдумать путем размышлений. Я попросил сказать эти слова России: «Теперь я русская». Сначала клиентка сопротивлялась, а затем произнесла эту фразу: «Теперь я русская». В ту же секунду бабушки и дедушки почувствовали облегчение. Что такого важного в этой фразе? Многие немцы, давным-давно приехавшие жить в Россию, отказываются признать давшую им прибежище Россию своей новой родиной и не испытывают благодарности за то, что они от нее получили. (Об эмиграции).

Взгляд на то, что заключает в себе суть мира, и приводит его в движение, меняет наше представление о правящих нами силах, как бы мы их ни называли. Бог или тайна, или как бы мы ни назвали эту могущественную силу, — она не добрая, и не такая, какой бы нам хотелось ее видеть. Она слишком большая, чтобы быть доброй. И она показывает, что нами управляют не только хорошие и добрые силы, но и перемалывающие нас гигантские силы, и не мы их цель, а что-то другое.

Мир — это подарок. Что значит мир? Мир значит: нечто было раньше разделено, и части, вероятно, боролись друг с другом, а теперь они обрели друг друга в любви и уважении.

Когда мы отводим взгляд от поверхностных вещей и становимся пустыми для чего-то другого, принимаем все как есть и сливаемся с этим другим, позволяем ему распространиться и действовать в нас, что тогда сойдет на нас? Мир.

«Любовь означает: я признаю, что все, какие они есть, равны мне перед лицом великого; я признаю, что все, какими разными бы они ни были, равны мне перед лицом великого». Это и есть любовь. На этой основе можно развиваться дальше.

Представьте себе, что вы подходите к каждому, кто вас обидел, кто хотя бы раз в жизни причинил вам боль. Скажите: «Я как ты». Каждому из них: «Я как ты». А теперь представьте себе людей, которых вы обидели, каким-то образом ранили, и скажите каждому из них: «Я как ты. Ты как я». Что мы чувствуем в конце упражнения? Можно ответить одним словом — умиротворение.

У всех героев чистая совесть. Но чем занимаются эти герои? Они убивают других людей. Тогда что это за чистая совесть?

Самое великое в человеке — то, что делает его равным другим. Это самое великое. Любое отклонение вверх или вниз умаляет его величие.

#большойконфликт #хеллингер