Найти в Дзене

Жить или не жить куланам в Крыму — вот в чем вопрос

Несмотря на то, что в крымской степи обитает несколько тысяч видов животных, она никогда не могла порадовать пытливый глаз туриста, например, табунами мустангов, как в прериях северной и в пампасах южной америк, или стадами антилоп и зебр, кочующими по просторам африканских саванн. Самые крупные степные животные Крыма — лиса да заяц, ну и редко заходящий сюда волк.

Однако с некоторых пор в национальном парке «Тарханкутский» поселились куланы. Появились они в урочище «Балка большой Кастель» в качестве эксперимента. до недавнего времени это место считалось единственным в России, где можно было увидеть в полудикой природе единственного родственника давно вымерших тарпанов. правда, природу не обманешь — не приживаются эти дивные создания в ландшафте, в котором оказались. Так что судьба может их вновь вернуть домой. а почему бы и нет, ведь биосферный заповедник Аскания-Нова, откуда их привезли, теперь наш!

Для привольной жизни огородили 102 гектара целинных степей — этого разработчикам проекта показалось достаточно. Они посчитали, что обилие трав, тёплый климат, относительный простор, свежий воздух позволят потомкам якобы аборигенных видов здесь адаптироваться. Но не тут-то было: несмотря, казалось бы, на приемлемые для этих животных условия, в течение последующих трёх лет от травм, инфекционных заболеваний и истощения погибли все сайгаки, а куланы, хоть и давали потомство, но оставались почти в той же численности — на сегодняшний день всего девять голов.

«Если бы их расселили исключительно на равнинной местности, где доминирует полноценная степь, то есть произрастают в большом количестве злаки и осока, то, возможно, адаптировались бы и куланы, и сайгаки. Хотя. не факт. Но почему-то был выбран участок, весь изрытый балками, совершенно непригодный для животных, обитающих на открытых пространствах. Из-за нехватки пищи даже небольшое стадо из девяти голов приходится постоянно подкармливать. Судя по всему, они рано или поздно выродятся», — считает главный специалист отдела сопровождения научных исследований анализа и биоразнообразия ГАУ РК «Управление особо охраняемых природных территорий РК» (УООПТ РК) Всеволод Жидков.

-2

В общем, эксперимент оказался неудачным. Какой же теперь выход из сложившейся ситуации? Оставить всё, как есть?

«Но их численность значительно ниже жизнеспособной, они все — уже близкие родственники, а значит, находятся на грани выживания. Кроме того, их возможности к размножению сильно ограничены как рельефом, типами растительности, так и малой площадью вольера. Существует высокая вероятность их гибели, даже если произойдёт значительное финансирование этого эксперимента», — отмечает эколог отдела научных исследований ГАУ РК «УООПТ РК» Светлана Завгородская.

-3

Её коллеги рассматривают иные варианты. Первый: сворачивать проект, не имеющий внятных целей, и отправлять куланов обратно в Асканию-Нова, где они неплохо себя чувствуют наряду с лошадьми Пржевальского, обитающими в этом заповеднике. Второй: всё-таки перенести вольер в другое, более пригодное место, с возможным расширением территории и изменением концепции самого эксперимента.

«Необходимо выбрать равнину с достаточным запасом нужной растительности. Такие территории имеются в степном Крыму и даже на других участках самого природного парка «Тарханкутский». В этом проекте можно значительно расширить как площадь вольера, так и численность, и видовой состав реинтродуцируемых животных (не только куланов, но и сайгаков, байбаков, крупных хищных птиц и т. д.). При этом проект может рассматриваться и как природоохранный, и как научный. Также территорию можно использовать и для познавательного туризма. Это будет одной из интереснейших точек притяжения отдыхающих. Однако такой вариант потребует значительного финансирования, усиления интеллектуального и кадрового потенциала сотрудников, следящих за вольерным комплексом», — передаёт мнение коллег С.Завгородская.

На самом деле предложение учёных относительно перемещения вольера на другие, более ровные участки, В. Жидкову кажется наилучшим. Тогда, дав животным более-менее подходящую для них среду обитания, можно продолжать эксперимент по их адаптации в крымских степях.

-4

Кроме того, и у желающих полюбоваться куланами возможностей это сделать становится больше, поскольку степи просматриваются на значительные расстояния, в отличие от изрытой балками территории. Копытным просто негде будет спрятаться от пытливых глаз туристов. Мы, к слову, оказались счастливчиками, поскольку очень осторожные куланы не только не прятались от нас за склонами балки, а, наоборот, проявляя любопытство, подошли к нам очень близко. Встреча с дикими животными никого не может оставить равнодушным. Сердце замирает, когда видишь, как необычные представители рода лошадей, внешне больше напоминающие осликов, на самом деле очень пугливые и готовые в считанные секунды взбрыкнуть и умчаться восвояси, останавливаются прямо перед тобой и начинают внимательно тебя рассматривать. Понимаешь, любое неосторожное движение их спугнёт. Стоишь и боишься сделать даже глубокий вдох. Медленно прицеливаешь объектив фотокамеры на рыжее создание, видишь, как чёрные ушки встают на крупной голове, словно антеннки, — щелчок, и любопытствующее чудо срывается с места и со скоростью автомобиля (учёные утверждают, что куланы способны развивать скорость до 70 км в час) исчезает вдали. Даже за эти несколько мгновений такого близкого контакта с дикой природой, представшей в образе абрикосового цвета «ослоконём», многие туристы готовы платить немалые деньги. Надо лишь с умом подойти к делу. Крымские учёные готовы взяться за проект в новом, ими предложенном качестве.

«Но для этого также нужны средства, — говорит В. Жидков. — Ждём решений на государственном уровне».

Ольга САФРОНОВА
Фото Аркадия ИЛЮХИНА

Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК
Сообщество в ОК