Древний город Агридженто в Италии был основан колонистами из Гелы. Сам город Гелы появился благодаря переселенцами из Кипра и Родоса. Агридженто на греческом языке называется Акрагант.
Основанию этих городов предшествовало строительство самого крупного из дорийских городов на Сицилии - Сиракузы. Сиракузы основали колонисты из Коринфа. По словам иследователей, появление города Сиракузы приходится на 735 год до нашей эры. Город Гелы появился позже на 45 лет - в 690 году до нашей эры. А годом основания города Акрагант является 582 год до нашей эры.
Храм Зевса Олимпийского
Его ещё называют Храмом Гигантов или Олимпейон.
Этот храм представляет из себя псевдопериптер.
Псевдопериптер - тип античного храма, прямоугольное в плане сооружение, в отличие от периптера, имеющее колонны только на переднем фасаде, а на боковых и заднем фасадах- полуколонны или пилястры.
Храм имеет очень большие размеры - 113 на 56 метров.
Его колонны имели высоту около 20 метров.
Является одним из крупнейших дорических храмов.
Больше него лишь ионический диптер Артемиды в Эфесе (Турция).
Постройка храма связана с победой сицилийских греков в 480 году до нашей эры. Они победили карфагенян. Это случилось у города Гимеры
По легенде, в этот же день состоялась битва у Саламина (карфагеняне, по сговору с персами, атаковали греческие поселения на Сицилии. Сами персы, в тоже время, вторглись в материковую Грецию).
В честь победы сицилийских греков, тиран Гиерон I начал строительство Храма Зевса Олимпийского. Но храм так и не был достроен.
По мнению историка Диодора Сицилийского, строительство начинается сразу после битвы при Гимере , великой победы греческих городов Сицилии над карфагенянами, в 480 г. до н.э. Также, по мнению историка, строительство храма так и не было завершено, потому что он все еще был без крыши во время завоевания города Акрагас карфагенянами в 406 г. до н.э.
Остатки Храма Зевса обнаружил доминиканский монах и историк Томмазо Фацелло (1498–1570 гг.)
По его словам, строение окончательно было уничтожено землетрясением, которое случилось в 1401 году.
Историческая справка
В 1767 году фон Ридезель писал о храме:
"На берегу реки Анапо, впадающей в большой порт, есть две большие колонны и три водопада. Пять колонн дорического ордера и являются остатками знаменитого храма Зевса Олимпийского."(С)
В 1777 году Жан Уэль сообщил в своем "Питтореском путешествии по островам Сицилии, де Мальте и де Липари" :
"…Хозяева поля, где находятся развалины храма Юпитера, совершенно разрушили и колонны, и капители, и они лежат опрокинутыми на земле: раздавили их, стали строить хижины и свободно пахать землю. Они предпочли небольшую выгоду от нескольких пригоршней пшеницы, чем сохранение этих древних руин, к которым у них нет никакого уважения".(С)
Площадь храма соразмерна с площадью футбольного поля
Этот храм отличает от других нестандартная архитектура. Например пилястры на внутренних стенах и полуколонны на внешних.
В высшей степени оригинальное архитектурное сооружение располагалось на гигантской прямоугольной платформе, на которой стояло основание из пяти ступеней, последняя из которых вдвое выше остальных, образуя как бы подиум и изолируя храм от окружающей среды.
Храм был окружён колоннами
Снаружи это были полуколонны дорического вида, семь по коротким сторонам и четырнадцать по длинным сторонам; им соответствовало внутри столько же прямоугольных полустолпов.
Гипотетическая высота полуколонн оценивается современными исследователями более чем в восемнадцать метров.
Карниз поддерживали теламоны
Теламоны были огромными статуями, изображающими мужские фигуры, которые использовались вместо колонн или в качестве опорных столбов. Таким образом, они были мужскими аналогами кариатид, то есть статуй с той же опорной функцией, но с изображением женских фигур. Греки называли теламонов "Атласами", или "Атлантами" потому что в их мифологии Атлас (Атлант) был великаном, который спиной поддерживал мир. Эти огромные статуи были вставлены между колоннами храма Зевса и имели высоту около восьми метров.
В оригинале сохранился только один теламон, он экспонируется в музее Агридженто.
На территории храма можно увидеть слепок теламона, реконструированный в девятнадцатом веке художником Рафаэлло Полити. Высота Атланта 8 метров.
Некоторые недавние исследования показали, что у теламонов ноги были расставлены в стороны, в отличие от того, как выглядит копия Р. Полити.
Исследователями выдвинуто несколько версий реконструкции Храма Зевса
В том числе и местоположение теламонов
В музее Агридженто также можно увидеть лики гигантов Акраганта
В настоящее время возвращение храма к первоначальному виду, к сожалению, только гипотетично.
В средние века многие каменные блоки здания были вывезены для строительства дворцов и церквей Агридженто, а в 18 веке оставшиеся использовались для строительства порта Порто-Эмпедокле.
В данное время развалины Храма Зевса не впечатляют.
Чтобы что-то понять, надо предварительно ознакомиться с описанием храма.
Пишите свои мысли, оценивайте, подписывайтесь на канал