26,3K подписчиков

"Отгадки" некоторых "загадок" или снова о "Santa Fe"

9,2K прочитали

Вокруг гибели этого транспорта наворочено столько выдумок, что просто диву даешься. А, вместе с тем, сохранился даже журнал, подписанный капитаном и суперкарго корабля (подпись «Kap. und Superkargo Burgass»), в котором все подробно описано.

Читаем?

«1943. 22.11. (11:15 MEZ, т.е. среднеевропейского времени) «Santa Fe» вышел из Одесского порта». Да, господа, транспорт шел не из Констанцы, а из Одессы, и, название «Вотан» в документах не фигурирует. Указано:

«Конвой «Santa Fe» «Lola», охранение: 3 немецких раумбота (т.е. катерных тральщика)»

По поводу груза тоже написано очень много всего. Например:

«На борту «Santa-Fe» находилось 12 штурмовых орудий StuG III, 2 «ягдпанцера» и 1278 тонн разнообразных военных грузов (боеприпасы, авиабомбы, бензин в бочках и т.п.)».

Ну, как минимум: не «штуг III», да и «ягдпанцеров» на борту не было. Частная фирма (еще при Украине) вытащила из обломков транспорта 8,8-см зенитные орудия, три «Штуг 40», останки «Хюммеля» (в очень плохом состоянии) и кучу всякой прочей ерунды. Но, ассортимент понятен. Бизнес шел успешно, пока не наложила свою тяжелую лапу СБУ.

Вокруг гибели этого транспорта наворочено столько выдумок, что просто диву даешься. А, вместе с тем, сохранился даже журнал, подписанный капитаном и суперкарго корабля (подпись «Kap.

Вокруг гибели этого транспорта наворочено столько выдумок, что просто диву даешься. А, вместе с тем, сохранился даже журнал, подписанный капитаном и суперкарго корабля (подпись «Kap.-2

Цитирую еще один фрагмент: «Вот как выглядят три основные версии загрузки транспорта:

-12 САУ, 100 морских мин и боеприпасы, тип которых не уточняется;

-12 штурмовых орудий StuG III, 2 «ягдпанцера» боеприпасы, авиабомбы, бензин в бочках и т.п.;

-дивизион штурмовых самоходных орудий, две противотанковых пушки, авиабомбы, бензин в бочках, ракетные заряды и нейтралин, кроме того, на судно было загружено 100 мин, правда, неизвестно каких именно. Что касается «нейтралина», то авторы последней версии считают, что это «осветительные снаряды калибром 150 или 210 мм белого (или «нейтрального», если дословно переводить с немецкого) цвета».

Зениток в ассортименте нет (а, их доставали). На самом деле, есть подробный перечень грузов (в коносаменте), но все перечислять долго. Ограничимся данными из журнала:

«Содержимое трюмов и палубный груз: штурмовые и зенитные орудия, уголь, осветительный бензин, боезапас, бомбы, 100 морских мин». Да, транспорт перевозил самоходки 279-й бригады штурмовых орудий и боезапас для штурмовых орудий, зенитную батарею 27-го зенитного полка и ее боезапас. Можно было бы подробно расписать все до килограмма, но… Смысл? Это все ушло на дно. Как это произошло?

Ветер восточный 4-5 баллов, довольно сильная облачность. Конвой следовал прибрежным курсом. Южнее Богаза охранение поменялось. Конвой под охрану взяли три других раумбота, минный заградитель «Адмирал Муржеску» и эсминец «Мария». Конвой продолжал следовать вдоль берега.

На траверзе Евпатории (примерно в трех милях) транспорт получил приказ встать в кильватер эсминцу. Цитируем журнал:

«(5:45) Без особых происшествий…»

«(5.50) Курс 120 градусов. Произошла первая детонация, сопровождающаяся высоким столбом воды. Крышки и люки в первом районе были вырваны, грузовые стрелы выскочили из креплений, грузовая палуба по правому борту вспучилась и порвалась. Корабль осел носом на 1,5-2 метра. Спустя несколько минут произошел второй взрыв. Бак и грузовая палуба в носовой части корабля окуталась пламенем»

Далее идет интересный текст: «На мой взгляд, при обоих торпедных попаданиях торпеда должна оставлять за собой след. Но, следа торпед не было. На мостике несли вахту 8 постов и на баке еще 4 поста».

Вокруг гибели этого транспорта наворочено столько выдумок, что просто диву даешься. А, вместе с тем, сохранился даже журнал, подписанный капитаном и суперкарго корабля (подпись «Kap.-3

Вокруг гибели этого транспорта наворочено столько выдумок, что просто диву даешься. А, вместе с тем, сохранился даже журнал, подписанный капитаном и суперкарго корабля (подпись «Kap.-4

По логике, если бы это была плавающая мина, ее бы тоже засекли. Далее идет описание покидания корабля. Расчет носовой зенитки спрыгнул в воду в спасательных жилетах, т.к. огонь подбирался к спардеку 3-го трюма, где были уложены 100 морских мин. Шлюпки с транспорта принимали тральщики. Вскоре после покидания корабля, произошел взрыв, сопровождавшийся высоким пламенем. Скорее всего, экипаж транспорта эвакуировался очень быстро, а, транспорт горел долго, т.к. некоторые поднятые штурмовые орудия разрушены внутренним взрывом (т.е. взорвался боезапас). А, для этого «штуги» нужно хорошенько нагреть.

Находки в СЕвастополе (при Украине)
Находки в СЕвастополе (при Украине)

Если верить описанию капитана, то все очень похоже именно на нашу мину. Второй взрыв, возможно, был внутренним (третий, однозначно был внутренним). Но, все это гадание на кофейной гуще.

Справедливости ради, стоит отметить, что боцмаат Мюллер, из расчета зенитного орудия, спустя 7 минут после первого взрыва, якобы видел след торпеды, идущей со стороны моря, которая прошла в 20-30 метрах от борта, но, насколько достоверны эти данные, сказать сложно.

Вокруг гибели этого транспорта наворочено столько выдумок, что просто диву даешься. А, вместе с тем, сохранился даже журнал, подписанный капитаном и суперкарго корабля (подпись «Kap.-6

Вокруг гибели этого транспорта наворочено столько выдумок, что просто диву даешься. А, вместе с тем, сохранился даже журнал, подписанный капитаном и суперкарго корабля (подпись «Kap.-7

Самолет «Аррадо», сопровождавший конвой спустя полчаса после гибели транспорта, якобы что-то заметил, и, якобы обстрелял, конвой бросал глубинные бомбы, но безрезультатно. Да, и на грунте в этом районе, в 1975 году нашли только порванный в клочья транспорт и… охотник за подводными лодками Uj-102. Но, охотник, это чуть более поздняя история. Цитирую:

«Он был построен в 1943 году на Николаевской верфи по проекту малого военного транспорта типа КТ, и имел следующие технические характеристики: тоннаж — 834 брт., длина – 67,5 м, ширина — 11м, осадка – 3,1м, мощность дизельной двухвальной ГЭУ — 2400 л.с., скорость – 14,5 узла. Вооружение первоначально включало: 2х75 мм, 1х37мм и 2х20мм. орудия. Корабль был переоборудован в охотник за подводными лодками в том же 1943 году, на той же самой судоверфи. Организационно он входил в 1-ю флотилию противолодочных кораблей и вместе с однотипным охотником Uj-103 и тремя охотниками типа KFK — UJ-307, UJ-2305 и UJ-2308, составлял противолодочную группу UG44. Погиб Uj-102 15 декабря 1943 года в районе Евпатории вместе со всем экипажем из 53 человек по неизвестной причине».

Uj-102 (как и все его братья), действительно входил в состав 1-й флотилии охотников за подводными лодками (в не входили охотники с номерами со 101-го по 118-й) с базированием на Севастополь. По сути, это бывший военный транспорт КТ-40. Транспорты этой серии строились не в Николаеве, а в Будапеште (и оснащались венгерским оборудованием, включая дизеля). В Николаеве они только дооснащались и вооружались.

Погиб Uj-102 15 декабря 1943 года вместе со всем экипажем из 53 человек по неизвестной причине, не успев передать никаких сообщений. Легенда гласит, что:

«15 декабря, пара немецких противолодочных кораблей «Uj-101» и «Uj-102» вышли на поиск советских лодок в район гибели транспорта «Санта Фе». Охотник Uj-102 засек корпус транспорта гидролокатором, принял его за подводную лодку и произвел сброс глубинных бомб. После первой атаки глубинными бомбами на морской поверхности появились следы горючего. Командир охотника, якобы, даже успел сообщить об этом напарнику, и пошел на второй заход. Успел охотник произвести повторное бомбометание или нет — неизвестно. Погремел мощный взрыв, подошедший к месту гибели Uj-101, обнаружил лишь плавающие обломки».

Вторя версия отличается только мотивацией бомбометания. Согласно этой версии, UJ-102 должен был взорвать останки погибшего транспорта «Санта Фе», ввиду его специального груза. Якобы, на погибшем транспорте перевозились новые истребители танков – «ягдпанцер», выпускавшиеся под личным контролем Гитлера.

Версия с ошибочным бомбометанием выглядит сомнительно даже не из-за гидролокатора (который стоял уже на этом корабле). Акустики ловят лодку по звукам. А, здесь объект полностью «мертвый». Ладно, мотивация не важна. В обоих случаях фигурирует взрыв морских мин (или чего-то там еще) на борту «Санта Фе».

Факт есть факт. «Uj-102» погиб, и его обломки находятся в 250 метрах от «Santa-Fe».

По данным дайверов объект выглядит так: ««Santa-Fe» находится в 2,5 км от координат, указанных в источниках… корпус судна основательно разрушен, повсюду торчат фрагменты шпангоутов, куски обшивки…оторванная корма находится чуть поодаль… кое-где виднеются остатки штурмовых орудий…глубина 21 метр, возвышение над грунтом 10 метров».

Ну, а в реальности? Что было? Объективно говоря, разметанные по дну обломки «Санта Фе» говорят о том, что груз транспорта все же… (взорвался). И, возможно даже, что взрыв этот – следствие «работы» Uj-102. Вопрос лишь в том, явилось ли потопление Uj-102 следствием взрыва?

Предоставим слово тем, кто видел обломки, (а, именно дайверам).

«Uj-102 стоит на ровном киле, на глубине 20 метров…в левом борту — аккуратная прямоугольная пробоина величиной практически во всю высоту борта и длиной метров 15… четко виден разлом корпуса ближе к корме, послуживший причиной затопления судна…. носовой трюм заилен достаточно сильно, ранее использовался под столовую, и его можно посетить… на корме стоит пушка калибра 88 мм, ствол задран вверх…через небольшие пробоины в носовой части левого трюма видны остатки боезапаса… корабль очень интересен и даже красив…».

Аккуратная прямоугольная пробоина во весь борт, длиной 15 метров, но причиной затопления стал разлом… Если описание точное, то, причина не в грузе «Santa-Fe». Кроме того, глубинные бомбы сбрасываются с задержкой, на ходу. Никто не бросает бомбы так, чтобы получить гидроудар по борту (даже если корпус имеет ледовые подкрепления (как в данном случае).

Если уж гадать и смотреть на повреждения, то очень похоже, что и в первом и во втором случае был подрыв на мине типа ПЛТ, выставляемой с подводных лодок. Транспорт поймал первую мину в минной банке, охотник последнюю. По расстоянию похоже. Но это лишь предположение.