Экскурсия в Музей-заповедник «Бородинское поле» по отзывам ребят из коллектива «Литературное творчество. Репортер»

• Евгений К. 6 класс

Недавно я побывал на Бородинском поле. Конечно, оно уже заросло деревьями и кустарниками, вокруг деревни, но сохранились окопы, укрепления войны 1812 года и Великой Отечественной войны. Ступаешь по траве Бородинского поля и понимаешь, что ноги утопают в этой настолько пропитанной кровью земле. Ведь на нем было два исторических сражения, погибло столько людей.

В основном экспозиции мемориала посвящены войне 1812 года. Когда мы приехали на поле, первое, что увидели – блестящий памятник на возвышенности. Позже нам рассказали о нем . В 1839 году на месте, где располагалось центральное укрепление русской армии, названное батареей Раевского, был установлен Главный монумент. Он представляет собой восьмигранную тридцатиметровую стелу, увенчанную золотым куполом, и символизирует память о героизме и доблести русских воинов. Памятник был освещен в 19 веке и до сих пор стоит с той же гордостью, что и в прошлые годы.

Само поле пережило очень много значимых событий, это война 1812 года, Вторая Мировая война.

Музей войны 1812 года расположен в самом центре Бородинского поля , но во времена Великой Отечественной войны был сожжен немецкими захватчиками. В мирное время на поле поставили очень много памятников русским воинам.

Но есть один и французским, на месте, где располагался командный пункт Наполеона, французы установили памятник «Мертвым великой армии». Сделано это было по особому разрешению русского императора.

В годы Великой Отечественной войны на Бородинском поле вновь решалась судьба России. Враг рвался к Москве. В ходе ожесточенных боев войскам Красной армии удалось задержать превосходящие силы противника. Поле хранит память о героях этой войны. В двенадцати братских могилах, расположенных в разных частях мемориального комплекса, лежат останки советских солдат.

На территории Бородинского поля расположен Спасо-Бородинский женский монастырь. Он был основан как памятник героям Отечественной войны 1812 года. Здесь хранят память о героях обеих Отечественных войн и традиции, заведенные основательницей монастыря игуменьей Марией.

Больше всего мне понравился рассказ экскурсовода Водневой Натальи Фёдоровны, когда мы на автобусе объезжали памятники Бородинского поля. Это была замечательная поездка, которую я буду помнить.

• Артемий Ф. 5 класс

Мне очень понравилась наша экскурсия в Бородино.

Мы сели в автобус. Путь длился около 2 часов. Приехав, все вышли гулять по полю, после чего пошли на небольшую площадь. Вскоре прибыли экскурсоводы и мы, разделившись на группы, отправились в музей. Там было несколько разделов, расположенных в хронологическом порядке, от начала войны 1812 года до побега французской армии из России.

Мне больше всего понравилась в этом музее диорама Бородинского поля и зал, посвященный Михаилу Кутузову.

После этого музея мы поехали на автобусе по полю. Красивые виды сопровождались интересным рассказом экскурсовода о фактах Бородинского сражении, его последствиях, о событиях Великой Отечественной войны.

Скоро мы доехали до женского монастыря с очень трогательной историей: жена генерала Тучкова, получив известие о его смерти, отправилась на поле искать мужа, но так и не нашла его. Через несколько лет она организовала небольшой монастырь на месте смерти супруга, а сама вместе с сыном поселилась в скромном маленьком домике рядом. В 15 лет сын умер от болезни, и мать подалась в монахини, став наставницей таких же вдов, потерявших мужей, сыновей.

При монастыре находится небольшой музей, посвященный Льву Толстому и героям его романа «Война и мир». На территории монастыря находится музей, посвященный Великой Отечественной Войне. В свободное после экскурсии время, мы отправились в открытое поле, где ребята лазали по дотам, окопам и бункерам.

Поездка мне очень запомнилась количеством новой информации, которую я получил.

Всем было интересно: кому - то больше понравились экспонаты в музеях и рассказ экскурсоводов, кому-то исследовать военные трофеи, но никто не позволял себе вести себя плохо при экскурсоводах и внимательно слушали.

Жду с нетерпением поездок по новым местам!

• Антон И. 3 класс

Мне понравилась и, думаю, надолго запомнится поездка в Бородино. В музеях, боев 1812 года и 1941-1945 годов, представлены подлинные вещи тех времен. Интересным и понятным был рассказ экскурсовода. Особенно мне понравился показ отрывка из фильма «Война и мир» о битве на Бородинском поле. Для меня эта экскурсия оказалась удивительной и познавательной.

• Мария И. 5 класс

Побывав на Бородинском поле, я приехала домой под большим впечатлением. Во-первых, нам повезло с погодой – солнце в Бородино освещало осеннюю природу и мемориал. Во-вторых, поразили размеры самого поля и его красивая ухоженная территория. Было приятно и спокойно находиться там. В-третьих, я много узнала нового из истории нашей страны. Мне очень понравилась наша поездка, и есть желание посетить Бородино еще раз.

• София Б. 5 класс

Наша студия «Литературное творчество. Репортер» съездила на экскурсию в Бородино. Мы посетили музей, посвященный войне 1812 года. В одном из залов музея большая панорама Бородинской битвы, которая сделана вручную. На ней расставлены маленькие солдатики нашего войска и войска Наполеона, а разноцветные огоньки указывают направление боевых действий армий. Экскурсовод рассказывала о ходе боя и включала панораму, так было все понятно, как будто наблюдаешь за сражением с самолета.

• Ксения Ш. 6 класс

В музее представлены костюмы воинов русской и французской армий, орудия, карты. Больше всего мне понравилась панорама Бородинского поля в уменьшенном виде, на которой огоньками показано расположение и движение русской и французской армий во время сражения в 1812 году .

• Янита К. 3 класс

Хорошо организованная экскурсия. Очень понравились памятники героям Бородинского сражения. Понравилась чистота Бородинского поля. Здорово было побегать по нему.

• Лев А. 4 класс

Я был на экскурсии в Бородино. Там мы ходили в музеи, которые   посвящены войнам 1812 года и 1941 года. В музеях я видел много разных интересных экспонатов: оружие, костюмы, пушки, картины и многое другое. А еще мы лазили в окопах. В Бородино мне очень понравилось!