Чтение вслух — это занятие, которое ассоциируется у нас с уютным комфортом детских сказок на ночь. Конечно, детские классические произведения от «Груффало» до книг «Алиса» создаются с осознанием того, что, когда их придут читать, велика вероятность, что пожилой человек будет читать их вслух младшему.
Обширные преимущества чтения вслух для детей хорошо задокументированы. Исследователи обнаружили, что малыши, которым читают, становятся детьми, которые «с большей вероятностью будут наслаждаться крепкими отношениями, более острым вниманием, большей эмоциональной устойчивостью и самообладанием».
Неудивительно, что академия педиатрии рекомендует детям читать вслух. Он даже используется социологами как один из важнейших индикаторов жизненных перспектив.
Но если чтение вслух так полезно для нас, почему оно стало прежде всего прерогативой детства?
Как молчаливое чтение взяло верх
Конечно, так было не всегда. Как отмечает Меган Кокс Гердон, детский книжный критик Wall Street Journal, с момента появления письменности до 10 века «читать вообще означало читать вслух».
Даже после того, как чтение про себя стало более распространенным, оно сосуществовало с тем, что профессор английской литературы Эбигейл Уильямс называет "общинными" и "социальными" формами чтения вплоть до XIX века. Только когда голоса средств массовой информации проникли в дом через радио и телевизоры, чтение как совместная общественная деятельность между взрослыми по обоюдному согласию пошло на убыль.
Но, как показывают сами книги, чтение вслух может быть не только общением. Это может быть очень соблазнительно, создавая как интимные, так и общественные узы.
В мемуарах Азара Нафиси о жизни женщины и учителя литературы в послереволюционном Иране «Чтение Лолиты в Тегеране» (2003 г.) рассказывается о студентках Манне и Ниме, которые «влюбились во многом из-за их общего интереса к литературе». . Если любовь к литературе сближает эту пару, то именно чтение вслух укрепляет их отношения. Слова, которые они читают вслух, вызывают в воображении безопасное пространство от трудностей их слова.
Точно так же в « Мэнсфилд-парке» (1814 г.) Джейн Остин использует чтение вслух как очень напряженный поворотный момент в отношениях между главной героиней Фанни Прайс и ее недавно объявленным женихом Генри Кроуфордом. Когда Генри читает вслух собравшимся, его мастерство и чувствительность таковы, что Фанни вынуждена сидеть и слушать, несмотря ни на что.
Ее рукоделие, на котором она поначалу решительно сосредотачивает все свое внимание, в конце концов падает ей на колени, «и, наконец… глаза, которые так старательно избегали его в течение дня, повернулись и устремились на Кроуфорда, устремились на него на несколько минут, остановилась на нем, пока влечение не привлекло к ней внимание Кроуфорда, и книга была закрыта, и чары были разрушены».
Это настойчивое повторение приводит к довольно бурным вещам в гостиной эпохи Регентства.
Чтение как соблазн
В других местах чтение вслух выходит за рамки такого (в конечном итоге безуспешного) ухаживания. Внимание, спойлер: Кроуфорд упускает свой шанс с Фанни и убегает с ее (уже замужем) двоюродным братом (ох!).
В «Читателе» Бернхарда Шлинка (1997) чтение вслух лежит в основе отношений между рассказчиком Майклом и его гораздо более старшей возлюбленной Ханной, которую в экранизации 2008 года сыграли Дэвид Кросс/Рэйф Файнс и Кейт Уинслет.
То ли для того, чтобы держать Майкла в курсе, то ли из чисто личных интересов, Ханна настаивает на том, чтобы Майкл читал ей, прежде чем они займутся любовью. Только гораздо позже Майкл и читатель узнают, что у Ханны есть два секрета (спойлер): она бывшая охранница концлагеря и неграмотна.
Здесь чтение вслух — это не просто разминка, а неотъемлемая часть интимного «ритуала чтения, принятия душа, занятий любовью и лежания рядом друг с другом». Чтение объединяет этих двух очень разных личностей как физически, так и эмоционально. Гораздо позже, когда Ханну сажают в тюрьму за военные преступления, Майкл продолжает читать ей на расстоянии; записанные на пленку записи, которые он отправляет, в конечном итоге позволяют ей научиться читать самостоятельно.
Несчастливая судьба некоторых из этих отношений показывает, что чтение вслух не является билетом в один конец к долгой и счастливой жизни. Но эти сцены раскрывают его глубокую чувственность. По словам Гурдона, детского книжного критика Wall Street Journal, «в этом беглом обмен заключена невероятная сила».
Гердон также предполагает, что чтение вслух «обладает удивительной способностью сближать нас друг с другом» как в переносном, так и в буквальном смысле. Там, где чтение в одиночестве загоняет нас в себя, создавая шаблонный образ пары, читающей собственные книги в постели, прежде чем перевернуться и выключить свет, чтение вслух является общим опытом.
Чтение вслух занимает больше времени, но это часть сути. Медленное чтение — чувственное чтение. В отличие от аудиокниг, которые сейчас прочно вошли в культурный ландшафт, чтение вслух как для взрослых, так и для детей является отзывчивым, интуитивным и воплощенным.
Читатель также является наблюдателем, который адаптирует жесты, выражение лица и интонацию в ответ на реплики. Слушатели, конечно, тоже наблюдают, их внимание сосредоточено на человеке перед ними или рядом с ними.
Разговоры утихают после месяцев изоляции и отсутствия ресторанов, музеев и кинотеатров, в которые можно пойти в течение некоторого времени, стоит помнить, что обучение и романтика все еще можно найти под обложками (книг) ... пока мы читаем слова вслух .