Найти тему

Афганский бокс. БТР "Boxer" в 1/72 от Revell

Мозель впадает в Рейн в небольшом городке Кобленц. В месте слияния реки образуют живописнейшую «стрелку», носящую название Немецкий Угол. И действительно, место очень показательно германское. Величественный памятник кайзеру Вильгельму I, крепость Эренбрайтштайн на высоком берегу, Дом тевтонских рыцарей. Но честно говоря, меня в этот город влекла иная достопримечательность. В Кобленце, на Майен штрассе 85, находится Музей военной техники. Музей богатый, в его экспозиции представлено множество образцов техники и вооружений. Среди них есть как серийные, так и экспериментальные машины. Ходя по залам, создается ощущение, что ты читаешь подшивку «Зарубежного военного обозрения». Там можно увидеть «безгильзовую» винтовку Heckler & Koch G11, двуствольный истребитель танков на базе «Леопрад-2» и «немецкий Харриер» VAK 191B. Технических диковинок из рубрики «откуда исходит угроза миру» хватает. Так как музей принадлежит Бундесверу, то и сейчас его экспозиция достаточно регулярно пополняется новинками. Короче говоря, будете в долине Рейна – обязательно туда заезжайте:-))) получите массу впечатлений и полезной информации.

Прототип просто подавляюще огромен.
Прототип просто подавляюще огромен.

Когда мне попала в руки модель бронетранспортера GTK Boxer от Revell, я сразу же взялся за инструменты. Уж больно запомнился мне его прототип по визиту в упомянутый музей. Огромная восьмиколесная машина, на мой взгляд, никого не оставит равнодушным.

Обратите внимание на утяжины. Такого от именитого производителя я не ожидал. Да, это литники, но все равно удивительно.
Обратите внимание на утяжины. Такого от именитого производителя я не ожидал. Да, это литники, но все равно удивительно.

Итак, перейдем к самой модели. Первое впечатление, как ни странно, было несколько отталкивающим. Все литники были усеяны множеством утяжин. По счастью, именно литники, а не детали. Зато на деталях есть облой. Как это не похоже на немецкую фирму! Раньше всегда ее литье было безукоризненным. Да и сами рамки стали другие. В былое время кусок литника идеально подходил для имитации бревна самовытаскивания.

Шасси и десантный отсек. На невидимом поле шасси дана «клепка», которую никому не увидеть. В отсек десанта можно заглянуть из загончика водителя. А аппарель не открывается, и деталировки нет.
Шасси и десантный отсек. На невидимом поле шасси дана «клепка», которую никому не увидеть. В отсек десанта можно заглянуть из загончика водителя. А аппарель не открывается, и деталировки нет.

Теперь же, составляющие рамку прутки не круглого сечения. Создается впечатление, что Revell теперь отливает полистироловые детали где-то в другом месте. Похоже, «эффективный менеджмент» дотянул свои потные руки и до наших игрушек…

А она не особо сложная и вполне воспроизводима в пластике.
А она не особо сложная и вполне воспроизводима в пластике.

Я неоригинально начал сборку с корпуса. Надо сказать, что конструкция настоящего БТР представляет собой шасси, на которое устанавливается модуль грузового отсека. Этот модель может быть изготовлен как десантное отделение для пехотинцев, санитарный модуль или отсек с радиооборудованием для КШМ. Членение модели повторяет этот подход. Доходит до смешного – на полу базового шасси сымитирован какой-то рельеф, что-то вроде головок болтов. Его никогда не будет видно на собранной модели, но он есть.

«Ванна» корпуса собирается из пяти деталей. Это два борта, днище, с имитацией рычагов подвески, нижняя лобовая деталь (на ней был недолив одного из буксирных круков) и перегородка между водительским отсеком и модулем с полезной нагрузкой. Соединяться детали категорически не хотят. А ведь еще свежи в памяти «леопрады» и «семьдесятдвойки», где все собиралось на пресловутый «щелчок». Здесь же все детали мало того, что несколько деформированы и имеют облой, так и тамиевский клей их берет не то чтобы хорошо.

Я недавно строил БТР от АСЕ, так вот, эти «технологии низкого давления» пригодились и при постройке «Боксера». Опыт, вооруженный банковскими резинками и прищепками, взял свое. Корпус был побежден и отправлен на просушку. А пока он сохнет, можно собрать колеса.

Я считаю, в нашем масштабе и в пластике подвеска воспроизведена просто отлично!
Я считаю, в нашем масштабе и в пластике подвеска воспроизведена просто отлично!

В свое время Revell весьма остроумно решил проблему воспроизведения реалистичного протектора на моделях Fuchs и Luchs. Их колеса состоят из трех «блинчиков». Благодаря наличию среднего «блина» возможно получить средний ряд грунтозацепов. Тут решение повторили. Но к успеху не пришли. Во-первых, покрышка на «Боксере» имеет рисунок, не воспроизводимый тремя деталями. Внутренних «блинов» должно быть два. Во-вторых, колеса получаются значительно уже, чем на реальной машине. На мой взгляд, их можно было бы увеличить в ширину процентов на двадцать. В третьих, почему-то четыре колеса одной стороны зеркально симметричны колесам другой.

Нарезанный протектор на среднем «блинчике».
Нарезанный протектор на среднем «блинчике».

Это, конечно же, досадная ошибка цифровой эры. В старые добрые времена колесо было бы сделано только одно, а затем его бы размножили. Ну и в четвертых, боковая сторона шин на себя совсем не похожа. Тут он просто гладкая поверхность вращения, а на настоящих машинах по нему идет этакая волна. Это характерно для шин тяжелых колесных бронетранспортеров, подобное явление можно видеть и на «Страйкерах». Кроме того, на колесе производитель дал какой-то странный боковой «шов», по высоте сравнимый с грунтозацепом. В общем, вы поняли, что колесики так себе. Ставить их в таком виде на модель совсем не хотелось, поэтому я поступил просто.

Что один человек сделал, то он же и повторить много раз сможет!
Что один человек сделал, то он же и повторить много раз сможет!

Сначала собрал колесо с правильным (не зеркальным) колпаком. Затем удалил на нем ненужный «шов», нарезал рельеф грунтозацепа. А затем объявил его мастер-моделью и склонировал его в нужном количестве.

Итог борьбы с колесами. Сверху: мастер-модель, окрашенное колесо, неокрашенная отливка. Внизу – два «зеркальных» колпака и внутренняя сторона. На мастере эти «шишечки» срезались.
Итог борьбы с колесами. Сверху: мастер-модель, окрашенное колесо, неокрашенная отливка. Внизу – два «зеркальных» колпака и внутренняя сторона. На мастере эти «шишечки» срезались.

Подвеска на модели состоит из небольшого числа деталей, однако, на мой взгляд, выглядит она весьма убедительно. Пружины и рулевые тяги не требуют замены на проволочные, и обещают после покраски выглядеть реалистично. Особенно с четом того, что здоровые колеса их во многом закроют. После установки подвески на ванну можно завершать сборку бронекорпуса. Внутри есть зачатки интерьера места водителя. Я собрал их лишь с целью получения лишнего элемента жесткости, видно их не будет.

Вот эта характерная волнообразность боковой стороны покрышки. Такое только в 3D изобразить можно.
Вот эта характерная волнообразность боковой стороны покрышки. Такое только в 3D изобразить можно.

А вот неплохое рулевое колесо я отправил в запасы. Оно еще может пригодиться на другой модели. При установке боковых деталей корпуса возникла проблема со стыковкой. Опять детали поведены и их пришлось изрядно подогнуть по месту. Передняя балка (или тут уместно слово «бампер»?) с фарами так же потребовала подгонки. Фары были высверлены, затем все закрашено в зеленый цвет. А после его высыхания вся оптика получила нужную окраску. Прозрачные крышки блоков фар чуть великоваты. При отделении от литника правой крышки я выломал боковину, она там черезчур тонкая, пришлось восстановить ее кусочком полистирола.

Вот что находится за шторками. Обратите внимание. На опытной машине щиток имеет отличное число щелей.
Вот что находится за шторками. Обратите внимание. На опытной машине щиток имеет отличное число щелей.

При установке крыши МТО и места водителя следует быть внимательным. Да, там есть значительные щели между крышей и бортами. Но они есть и на реальной машине. Не нужно увлекшись устранять и их. Я лишь подклеил пару кусочков пластика в передней части крыши, чтобы при фотосъемке не было просвета из передней колесной ниши. Крыша над рабочим местом водителя подъемная. В силу больших размеров этого механизма язык не поворачивается назвать его «люком». На марше водитель поднимает ее и едет в своеобразной стеклянной будке. На модели эта будка дана прозрачной деталью, так, что и в опущенном положении можно будет сделать настоящие стеклянные приборы наблюдения. Идея хорошая. Но помимо водителя перископы есть еще и на рабочем месте командира машины, есть здоровый прицел на турели. А они отлиты из зеленого полистирола.

Хорошо видно самодельные шторки у выхлопа.
Хорошо видно самодельные шторки у выхлопа.

Для единообразия придется их все накрасить, так что с этой прозрачной деталью нужно оперировать так, как будто она самая обычная. Для удобства я решил эту крышу красить отдельно и поставить на свое место после сборки. Последним этапом сборки базового шасси стала установка деталей на корме, имитирующих листы с блоками фар и брызговики. С их подгонкой так же пришлось повозиться. На левом борту расположен короб, прикрывающий вывод выхлопного коллектора. Он закрыт болтающимися резиновыми ковриками. Их имитация в пластике маловразумительная. Пришлось удалить ее «дремелом» и сделать коврики из самого тонкого полистирола. А после приклейки живописно их раздвинуть пинцетом.

Около самодельной ручки видна щель, прикрытая изнутри пластиком.
Около самодельной ручки видна щель, прикрытая изнутри пластиком.

Небольшое отступление: сразу, по получению модели, было решено строить «Боксер» только «афганским», как на коробке, в камуфляже для пустынных местностей. Эти машины контингента ISAF (International Security Assistance Force) имеют ряд небольших отличий от обычных. Под выходом потока газов на них часто крепится отражатель, направляющий их вверх. Это явно сделано с целью уменьшения поднятия пыли. Отражатели бывают самых разных конструкций, это видимо полевая импровизация.

Новые крепления троса сделаны из обрезков травленки.
Новые крепления троса сделаны из обрезков травленки.

Я сделал его в виде швеллера, согнув этот элемент металлопроката из алюминиевой фольги. Но в принципе возможны сооружения из кусков чего-то вреде транспортерной ленты на веревочках или металлических листов. Фары на бампере были высверлены, затем все закрашено в зеленый цвет. А после его высыхания вся оптика получила нужную окраску.

Самодельное крепление канистры из «доширачки». Имитация поручня заменена на проволоку.
Самодельное крепление канистры из «доширачки». Имитация поручня заменена на проволоку.

Прозрачные крышки блоков фар чуть великоваты. При отделении от литника правой крышки я выломал боковину, она там чересчур тонкая, пришлось восстановить ее кусочком полистирола.

Видны некие зачатки интерьера.
Видны некие зачатки интерьера.

Десантный модуль собирается из крупных деталей, в отличие от базы стыкуется хорошо. На «афганских» машинах крепление троса не на крыше десантного отсека, а на правом борту. Сам трос лучше заменить на металлический, а вот коуши вполне пригодны.

Будка» водителя из прозрачного пластика.
Будка» водителя из прозрачного пластика.

Дырки от креплений заделываются тянутым литником. Поверх них наклеиваются срезанные с бортов «бублики» креплений допоборудования. Места, откуда взяты «донорские органы» все равно скроются под накладками. На корме слева нужно воспроизвести полочку, на которой могут устанавливаться крепления канистр или иных грузов. Сама полочка из полистирола, крепление из жести и пластика. Я поставил туда один «джерри-кэн» из запасов.

На носу машины понадобилась шпаклевка.
На носу машины понадобилась шпаклевка.

Башни с вооружением на БТР нет. Ее заменяет дистанционно управляемая турель с крупнокалиберным пулеметом. Возможна так же установка автоматического гранатомета, но его на машинах из ISAF я не припоминаю. Турель собирается из полутора десятка деталей. Доработка свелась к дополнительной деталировке из кусочков полистирола и проволочной проводки.

Турель дополнена проводкой.
Турель дополнена проводкой.

Сам пулемет изображен достаточно упрощенно, но его тело во много скрыто деталями турели. В моем наборе ствол был с недоливом, поэтому пришлось заменить его на кусочек тянутого литника. Утолщение на конце ствола, характерное для старого доброго M2HB, сделал из растянутой ватной палочки.

Обратите внимание на брызговики, им пришлось сильно уменьшить толщину. В коробе на крыше сделана имитация объективов камер заднего обзора.
Обратите внимание на брызговики, им пришлось сильно уменьшить толщину. В коробе на крыше сделана имитация объективов камер заднего обзора.

Как обычно, про окраску в следующий раз.