Найти тему
4pda.to

IT-компании завалены чипами, а автоконцерны — в дефиците. Почему?

Оглавление
   IT-компании завалены чипами, а автоконцерны — в дефиците. Почему?
IT-компании завалены чипами, а автоконцерны — в дефиците. Почему?

В последнее время участники рынка сообщают о смягчении ситуации с дефицитом полупроводников. По данным Forbes, в TSMC многих сотрудников даже отправляют в отпуск, поскольку производители электроники снизили объём заказов у чипмейкера. Однако пока сегмент потребительской техники завален комплектующими, секторам вроде автомобильного их остро не хватает. Всё дело в различиях динамики спроса и предложения в зависимости от отрасли, считают эксперты.

-2

Актуальная ситуация на рынке

По имеющимся сведениям, ведущие клиенты TSMC (Apple, AMD, Intel, MediaTek, NVIDIA, Qualcomm) сейчас выдают сдержанные прогнозы в отношении продаж своей продукции. А значит, заказы на выпуск чипов тоже окажутся относительно небольшими в ближайшем будущем. Такие действия закономерны: объём закупок железа определяется спросом на рынке ПК и смартфонов, который в последние кварталы падает.

На фоне резкого скачка продаж электроники в 2020-2021 годах вендоры активно инвестировали в расширение производства и проектирование новых техпроцессов. Но такая тенденция не могла сохраняться вечно, и уже вскоре рынок оказался переполнен продукцией. Спрос начал снижаться, что привело к накоплению складских запасов у поставщиков. Вот почему спрос на чипы в ближайшее время расти не будет — остаётся много нераспроданного товара.

-3

А что с автомобилями?

По словам экспертов Forbes, подобная картина наблюдается не в первый раз: дефицит ведёт к развитию новых мощностей и увеличению поставок, что в итоге оборачивается временным кризисом перепроизводства. Тем не менее избыток комплектующих сегодня заметен во многих секторах, но не всех — рынок машин всё ещё переживает острую нехватку чипов.

Большинство микросхем для автомобилей выпускаются с использованием старых техпроцессов. Основная часть спроса приходится на 90-нм чипы, актуальные с 2002 года. Они до сих пор востребованы, поскольку более новые мощности для современных задач чаще всего не требуются, а переходить на них затратно и долго. До недавних пор объём поставок таких полупроводников вполне удовлетворял запросы рынка, и не было необходимости увеличивать производство.

-4

Но всё изменилось в 2020-м. В течение восьми недель из-за ограничений в условиях пандемии автоконцерны приостановили работу заводов и отозвали все заказы на микросхемы. Однако из-за взрывного роста спроса в других отраслях, «устаревшие» производства оказались полностью загружены. И когда автомобильные компании возобновили заказы, время ожидания поставок растянулось на месяцы. Пока что с дефицитом справиться не удалось.

Эксперты подытоживают: рынок чипов неоднороден, поэтому стоит учитывать специфику разных сегментов, выясняя, закончился кризис или нет.