ЗИМ (до 1957 года), ГАЗ-12 — шестиместный шестиоконный седан бизнес класса, серийно производившийся на ГАЗ-е с 1949 по 1959 год (некоторые модификации — по 1960 год). Использовался в таксопарках так и на службе у госпредприятий. Некоторым даже повезло заиметь такой в личное владение после списания с гос. службы.
В частности лично я узнал об этом автомобиле из статьи о Саровской "Девятке". Кратко из той статьи была некая "девятка" - компания молодых людей, которые имели в владении списанный черный ЗИМ, и связаны они были с не очень законной ситуацией.
Дизайну автомобиля еще при разработке уделялось особое внимание. Автомобиль был окрашен с лучшим доступным для ГАЗ-а качественными нитроэмалями в 7 слоев с ручной полировкой каждого. Цветовая гамма была не богата: автомобили красились в основном в чёрный, редко — белый и тёмно-зелёный цвета. Такси имели обычно серый цвет, а «скорые помощи» — цвет «слоновой кости». Автомобиль выглядел для 1950 года вполне в рамках автомобильной моды, внешне перекликаясь со многими американскими моделями среднего-высшего класса. Как для автомобиля бизнес класса ему полагал салон из искусственной кожи, да и слово "шестиместный" тоже говорит в пользу удобства пассажиров.
Силовой агрегат из соображения топливной экономии был шестицилиндровым, хоть и на такую массу ему должен был полагаться V8, но в угоду экономии топлива его не поставили. Даже так шесть цилиндров вполне тянули этот седан.
Ну и самая изюминка данного автомобиля - это его скажем так полуавтоматическая коробка передач. Ибо вместо диска сцепления использовалась гидромуфта, что позволяла стартовать плавно даже с самой верхней третьей передачи. Хотя и производитель рекомендовал трогаться со второй, а первую использовать в особо сложных ситуациях. Получается водитель мог просто включить третью не выключать ее пока не потребуется ехать задним ходом. Поскольку коробка не имела в составе гидротрансформатора, гидромуфта не требовала никакого обслуживания и была практически вечной.
Разумеется у данного решения были свои недостатки:
- В данной коробке отсутствовал режим парковки как таковой. И оставался лишь один ручник, который зимой мог доставить не мало проблем примерзшими колодками. Но к счастью тех водителей, кому посчастливилось на нем работать или иметь во владении, в комплекте шли призм-упоры, не позволяющие автомобилю незаметно от вас покинуть место парковки.
- Малое опять же по-сравнению с диском сцепления КПД плавающее в районе 85%, что совместно с шестицилиндровым сердцем не прибавляло прыти.
В заключении можно сказать, что ЗИМ он же ГАЗ-12 был достаточно интересным автомобилем с экспериментальной коробкой передач, имеющей в своем составе гидромуфту. Впрочем было бы не плохо увидеть такое решение снова хотя бы в малом тираже на отечественном автопроме на той же гранте например.