Гай Марий. Римский полководец и император Павел Беседин

ГАЙ МАРИЙ

Римский полководец и император
Римский полководец и император

Карфаген 146 год до нашей эры. Полнейшее разрушение, завершилась не просто война — эпоха поменялась. Рим из крестьянской республики ……………….. , где встречаясь друг с другом делились последним, помогали делами сообща. Первые жители, вернее создатели, предпочтение отдавали спартанскому образу жизни, ценили ум, справедливость, труд; они создали республику, но в нашей истории происходило и происходит: планы для процветания многих приобретают единицы, превращаясь в мировую державу. Владения расширялись, приток рабов: закованные в цепи люди, потеряв человеческий облик, погоняемые надсмотрщиками препровождались к своему хозяину; тот же, получающий баснословные барыши, вёл политику: внедрение в Сенат своих людей, защищающих от поползновения справедливости законодательства. Введённые ранее своды стали переписывать. Голос простого гражданина империи становится всё менее и менее невесомым. Голос полноправный правил всем — золото, блеск, которого доходил не до ума, а до сознания. -Обладая монетой я становлюсь всем. Когда меняется мировоззрение, меняются люди. Попадавшие под влияние Рима были разграблены наглым образом, без всякой тени совести.

Приученные к простому быту до селе, римляне, стали отходить от простоты к роскоши: брали взятки, давали в рост; Сенаторы, не имеющие право заниматься торговлей, находились в первых рядах владельцев земельных участков. Как такового авторитета, такая правящая верхушка иметь не могла и не имела, но они верх пирамиды, наблюдая с высоты своего положения, отбирали последнее право, право служить простому крестьянину, которому доступ на верх был закрыт; с десяток благородных фамилий передавали посты, звания по наследству.

Cогласен, немного с оттенком тягучести подвожу своего слушателя к главному герою, но без этого вступления нельзя нарисовать полную картину событий, при котором появляется на арене — Гай Марий.

Большой приток рабов и владения крупных землевладельцев полностью разоряют многих крестьян и они стали пролетариями, это звание лишало их привилегии идти в армию, участвовать в походах. Полководцам нужна армия? Набирали всех подряд и это не могло не сказаться на результатах. С такими солдатами, которые до копья держали в руках лишь вилы… Как пишет по этому поводу один римский историк:» Риму пришёл бы конец, если бы на тот миг не появился Марий.»

Завоевания были, но как сохранить свою территорию? Все мнения выслушаны: кто против, кто за? Но в одном единение достигнуто: нужна армия, та, в первые, которую бы содержало государство. Легионы наготове и в любой момент ожидали приказа.

Приводились примеры китайских императоров: Ганнибала, которого в конце концов одолели, но лишь благодаря предательству со стороны Карфагена. По этому поводу сохранила история слова самого Ганнибала дословно: “Уже без хитростей, уже открыто, отзывают меня те, кто давно силился меня отсюда убрать, отказывая в финансах, солдатах. Меня победил не римский народ, столько раз мною битый и обращённый в бегство, а карфагенский Сенат своей злобной завистью. Полководцы Рима ничего не могли со мной сделать кроме, как погубить Карфаген, только бы погрести мой дом.»

Все дебаты утихомирились. Нужна была реформа армии, армии, которая получая поражение за поражением, слабела и самое главное: падал боевой дух перед многочисленными племенами подступающих всё ближе и ближе, с юга и с севера. Существование самого Рима в данный момент зависело лишь только от одного: насколько удачен будет выбор Сената?

О, как благодарили все своих богов за то, что именно Гай Марий оказался центральной фигурой реформирования войск. Как пишет по этому поводу один римский историк:» Риму пришёл бы конец, если бы на тот миг не появился Марий.»

Гай Марий
Гай Марий

Пожалуй так категорично больше не о ком не было сказано.

Давайте теперь перейдём к самой личности Гай Мария. Начинал службу простым солдатом, рьяно обучался воинскому ремеслу. Не всё шло первоначально и хорошо, пришлось ,как в те времена выражались об отношениях в армии, и по башке палкой получать. Не правда ли актуальная тема взаимоотношений военнослужащих и ныне?

Испания. Молодой боец принял горечи поражений одну за другой благодаря бездарности военачальников. Племена совершали постоянные набеги, одерживали победы.» Звезда величия неуклонно заходит,»- с оттенком поэзии рассуждали вожди на совете племён, готовя последний план для решающего сражения. Но оно не состоялось — прибытие талантливого консула, который первым, кстати, заметил Мария, делает мгновенные верные, необходимые решения: наводит порядок в войсках.

-Солдаты! Что с вами? Вы проигрываете все сражения — кому?!Нет, не армии, а сброду, который понятия не имеет о строе, но он держит в руках факел, факел ненависти к нам — и свет, озаряющий его веры, бьёт вас! -У вас нет такого факела! Да и не надо нам его! С сегодняшнего дня вам даётся другое оружие, на много сильнее чем огонь — дисциплина! И если в другой раз побежит кто-либо, будет построен легион на плацу — и я лично! Повторяю: лично!- воскликнул он, потрясая воздух кулаками и горящим, полным решимости взглядом окинул всех. -Буду казнить каждого десятого!

Первые победы Гай Мария
Первые победы Гай Мария

Только так и только страхом за свою жизнь легионеры не побежали, не отступили, выдержали бешеную волну варварского напора, а затем своим строем, разрубая массу потерявших сил племен — их удар был не сокрушим. Впервые за 10 лет такая победа! И она стоила дорогого. Воодушевлённые солдаты, легионеры поверили в себя, они откинули напрочь миф о непобедимости племён. Я возможно, может показаться со стороны, восхваляю походы римлян. Нет, здесь нет восхваления, здесь восхождение одного солдата — и до тех вершин!..

Пока остановимся и не будем забегать вперёд. Вводились поощрения за мужество, находчивость, даже ужин с консулом Сцилионом — это было выше всяческих похвал. Всё чаще стал попадать на такие вот ужины Гай Марий, конечно же он не был любимчиком консула, он своей отвагой и мужеством добивался такой чести.

Как-то консула спросил: -А будет ли у нас ещё вот такой вождь, как он, Сцилион ?! Консул полушутя, полусерьёзно махнул в сторону Мария. -Будет и обязательно станет им он, таким должен быть в данное время вождь, знающий всю подноготную доли солдата и который мог бы доверять своему вождю.

Вы видели как шли на вас варвары? Кто шёл впереди? -Вождь! Он вёл за собой.

Все восторгались! Были преисполнены мужества, отваги; боевой дух вёл их, они били вас, ведомые вождём с большой буквы! Вы скажите: почему никто из вас не находился в первых рядах, отдавая лишь только приказы, не показывая своей храбрости, воли, теряли тем самым вес у своих подчинённых. -Кто ведёт нас? Кто отдаёт приказы? И этому человеку мы даём самое ценное ,что у нас есть — жизнь. С такими полководцами нельзя было сражаться и побеждать! У солдат не было огня в глазах, зажжённого вами! Поэтому мы проигрывали! Проигрывали всегда, везде на протяжении 10 лет! Без инициативы главнокомандующего, без веры его в успех положительного результата, добиться ни как нельзя!Я изменил ситуацию! А вот, Гай Марий, за ним наблюдаю и вижу в нём задатки настоящего лидера, способного изменить в корень сложную ситуацию, благоприятный исход.

Насколько пророческими окажутся слова консула, сказанные как бы между прочим.

Плодородные земли, всегда пленяли своим изобилием, тёплым климатом, всё новых и новых искателей захвата земель. На горизонте появляется одно из таковых племён — Тевтоны; огромного роста, сперва просившие лишь поселиться, но получив отказ не уходили, стали скапливать силы. Находились и другие, наивно поверившие в слова лживых интриганов политиков. Опишу лишь один эпизод коварства Сената: пришедший на заседание вождь получил отказ от поселения, был щедро награждён обещаниями в том, что если племена уйдут, ничего им не будет угрожать, никто вслед не выйдет и не ударит в спину. Наш добродушный великан поверил, в племени, данное тебе слово, ценилось очень высоко и ему можно было верить. Но здесь, в Сенате что-то насторожило его: слова правильные, искренние, но вот глаза!.. Глаза! Он мог читать по глазам, в них был: обман, желчь, презрение — таким людям верить нельзя. -Впервые за свою жизнь,-подумал он. Впервые он не поверил. Он готовился к удару в спину, он чувствовал это на уровне животного инстинкта, так хорошо сохранившегося в его племени, он будет драться, но ему так хотелось мира. К сожалению это время останется далеко позади.

Всегда разум мутиться при одном лишь уповании на славу, почесть и награды. Проходя мимо одного лагеря, тевтоны, не обращая внимание на римлян, шли направляя свои взоры в сторону своей далёкой родины. -Они ещё вернуться.- Уверял их вождь. -Нам нужна передышка.

Коварство. Насколько полны этим качеством римлян! Как только тевтоны скрылись было экстренно собрано совещание, на котором выступал Консул. И опять о коварстве. Ведь он знал решение Сената, но ему казалось, до этого было уже не раз, такие ситуации, что победителей не судят. -Я один разобью их и лавры победителя останутся за мной! Ударим в спину.-Увещал консул. -А впереди пошлём ударный отряд обходным манёвром, чтобы сжать и разбить варваров. Слава и почёт грезились ему. Ударили с двух сторон.

-О, Боги!-кричали солдаты. В глазах ужас! Огромная масса племени развернулась лишь только почувствовала опасность. Связанные верёвкой друг с другого, для цельности строя, на них катилась мощная волна, сметающая преграды — на этот раз преградой стала армия Рима; лава смела эти два легиона напрочь; в живых не осталось не одного — в плен не брали, раненых приносили в жертву своим языческим богам. Это было наказанием за подлость, обман. В последствии эхом пронесётся по всей Империи начало повального шествия варварских полчищ. Победа была одержана и вместо того чтобы уходить, всё племя вновь повернуло на просторы полей и заполонило всё вокруг. Именно в этот миг настоящего переломного периода — быть или не быть, появляется ГАЙ МАРИЙ.

Решения созревают мгновенно:1.Ввести реформу армии.2.Реорганизация подразделений.3.Власть-право решать от одного лица, полномочия диктатора.

Требования Сенатом были выполнены мгновенно. Гай Марий был подряд четырежды избран консулом, такого не было в истории Рима ни до него, ни после.

Обученная, хорошо организованная армия теперь имела все основания двигаться вперёд и побеждать. Варвары рассыпались о построения легиона, в виде шахматной доски, как волны превращаются в пыль, сталкиваясь с волнорезом.

Последователем и приверженцем такой тактики Гай Мария в дальнейшем станет Гай Юлий Цезарь.

На арене событий нет ещё такого имени, но предвестником его побед был Гай Марий, прошедший все уровни карьерной лестницы солдата, этими же солдатами выдвинутый на пост командующего; он делил с ними кров, еду, мог сам стать в строй; добычу, в военных походах, делил поровну — ранее такого не встречалось никогда. Девиз солдата легионов Гай Мария немного эгоистичный:» Служим не для общественного блага, а в интересах только тех, кто зачислен.»

Описанное выше есть не что иное, как служение своей родине. Все свои силы отдавая понимаешь: жизнь прошла не зря, ты сделал много, применил все свои таланты и этим можно гордиться; наш герой не гордился, он просто выполнял свой долг.

Из-за таких самозабвенных людей, оставивших свой след на тверди тысячелетий, наверняка невольно промелькнёт у многих мысль:» А что сделал я?»