В первый год нашей работы в Капланкырском заповеднике мы один раз были в пустыне осенью. Это было вообще первое знакомство с тем краем и людьми, где нам предстояло работать. И впечатления были поэтому самые незабываемые.
А уже во вторую осень мы посещали пустыню с вновь прибывшим пополнением нашего научного отдела. Теперь у них были восторги и восхищения. А мы как уже опытные пустынники показывали, рассказывали и подкалывали новичков. Как без этого? Юмор нам строить и жить помогает.
В октябрьский (15.10.-19.10.82 г) выезд я не поехала, так как дорога моя лежала в Оренбург. Но почти все потом со мной поделились впечатлениями от поездки. Во-первых, встретили барханного кота на песчаном участке пустыни. Ну это такой красавец, что трудно им не любоваться. Однако встреча случилась ночью. И два сияющих глаза в отблесках фар машины, напомнили привидение. Кот от слепящего света был ошарашен и обездвижен. Так что вся толпа, вывалившись из кузова ГАЗ-66, хорошо рассмотрела его и даже сумели обмерять. Но как только фары выключили, барханный кот бесследно исчез в придорожных кустах пустынной растительности. Возможно у ребят и остались снимки, но не та была фототехника раньше...
Во-вторых, всю дорогу Таня Иванова ждала встречи со страшной пустынной скотоцеркой. Володя прям напугал таким именем всех. Вот что делает незнание фактического материала. А это просто была маленькая птичка из славковых, которая в изобилии гнездилась весной на нашем стационаре Бурчлибурун. Гнёзда у неё, как варежки, с узким входом и хорошо теплоизолированные.
Обязательные встречи с верблюдами безусловно тоже были. И встретили даже следы лесного браконьерства: площадки выкорчеванного чёрного саксаула. Ребята побывали тогда и на озере Сарыкамыш, где присмотрели себе место для стационара. Это урочище Мергенашан - бывшее древнее русло реки Амударьи.
А вот в ноябре я всё же тоже съездила в поле. На этот раз мы с Володей и Черновыми, тоже Леной и Володей, побывали на территории Сарыкамышского заказника. Выезжали с целью описания его границ и дальнейшего составления Положения для утверждения в Областном лесном управлении. Этот заказник на берегу озера Сарыкамыш предполагался для реакклиматизации кулана. Давным-давно куланы водились в этих краях, но были истреблены. А в Кушке, в Бадхызском заповеднике, в 80-е годы восстановили поголовье кулана настолько, что могли расселять его в другие заповедники и заказники.
Мне эта поездка запомнилась не только изрезанными берегами озера и бескрайними полынными пастбищами, но и уникальным посёлком Казанлы. Где не было электричества, газа, воды. Посёлок жил и зарабатывал на разведении овец и верблюдов. Домов из глины было совсем мало, в основном юрты. И мы даже в одной юрте обедали и отдыхали.
Несмотря на бедность жуткую, нас накормили пловом с бараниной и напоили вкусным чаем с кристалличеким сахаром.
И ещё мы сделали авиаучет осенью 1982 года. Самолёт АН-2 стал на десять с лишним лет нашим верным помошником. А лётчики местного авиапредприятия - хорошими знакомыми и друзьями. Мы и жили с ними в соседних домах и кварталах.
Другие рассказы о Туркмении в подборке :
и ещё тут:
#Туркмения #РаботавТуркмении #ЖизньвТуркмении #ЖизньвСССР