Глава 17
Уже два года шла война Руси и Великого княжества Литовского. Без боя были взяты города Мценск, Любутск, Мосальск, Серпейск, Хлепень, Рогачёв, Одоев, Козельск, Перемышль и Серенск. На сторону Москвы перешёл ряд местных князей, что усилило позиции русских войск. Столь быстрые успехи войск Ивана III заставили нового великого князя литовского Александра начать переговоры о мире. Одним из средств урегулирования конфликта, предложенных литовцами, была женитьба Александра на дочери Ивана; великий князь московский отнёсся к этому предложению с интересом, однако потребовал решить сперва все спорные вопросы, что привело к провалу переговоров.
Анну война никак не касалась. В Рязани все шло своим чередом. Иван взошел на Великокняжеский престол и учился опираться на боярскую думу, но слово матери стояло в приоритете. Анна оставалась в тени и официально отошла от дел, заняв себя заботой о бедных и обездоленных, но каждый думский боярин знал, слово княгини - закон. Иван жестоко карал за кривотолки и сплетни о матери, а уж заговоры против нее не прощались вовсе. Анна не ошиблась в сыне. Он стал хорошим князем для рязанцев и ставил во главу угла заботу о народе. Народ отвечал ему тем же.
Время шло, после первых побед Москвы начался затяжной конфликт с ливонским орденом. Армии с обеих сторон жгли города, села, а самое главное поля. Если первые два года Москва обеспечивала народ в приграничных городах из своих запасов, то на третий год противостояния по Руси прокатился неурожай. Рязанцы вложили много сил, для того чтоб сохранить свои поля и дать зерну вызреть. Все свободные руки пускались на кнопку орошающих каналов, и бог вознаградил их за старания. Урожай был хорошим.
Иван рязанский только что получил от своего дяди письмо. Прочитав его он вызвал мать, чтобы посоветоваться и Анна тут же откликнулась на зов сына.
- Москва просит увеличить поставки.
- Что обещают взамен?
- Ничего.
- Не забывай. Мы автономия и приказам Москвы подчиняемся выборочно. Поэтому, приказывать нам нельзя.
- Я понимаю. Значит ответить отказом?
- Москву злить нельзя. Иначе наша автономия закончится очень быстро, но и подчиниться, без условий с нашей стороны, мы не можем...
- Если я повышу налог для народа - люди меня возненавидят, если для бояр...
- Не продолжай, я знаю исход. А что если их попрошу об этом я?
- Народ?
- Ну не бояр же.
- Ты умеешь ходить по хрупкому льду, поэтому действуй как считаешь нужным. Я поддержу любое твое решение.
- В Москву придется ехать тоже мне, только я смогу выторговать у Ивана преференции.
- Пусть так и будет.
Вечером Анна собрала людей на площади и заговорила:
- Москва и остальные области Единой Руси, попросили у Рязани помощи. Мы - единственные кто получил богатый урожай зерновых.
Народ загудел, понимая к чему клонит Анна. Повышение налогов всегда проходило тяжело, а в нынешней ситуации это было в двойне болезненно. Анна, дождалась когда стихнет гул и продолжила:
- Мой сын не будет поднимать налоги.
Эта новость была встречена радостными выкриками.
- Я прошу вас дать столько зерна, сколько не жалко. Рязанцы знают что такое голод. У каждого из вас есть семья. Вспомните как вы смотрели в глаза своим близким и понимали, что сегодня вновь им нечего будет есть. Сколько наших людей погибло от неурожая? Вспомните спалённый татарами город...
Стояла полнейшая тишина, все погрузились в воспоминания прожитых лет, и у каждого, где-то глубоко в груди появились сомнения в правильности своих слов и действий. Анна продолжила:
- Я понимаю, что отдав часть добытого с таким трудом урожая, я обрекаю вас на жизнь впроголодь и чтоб этого избежать, княжеские егери и ловчие будут охотиться день и ночь, для того чтоб обеспечить каждую семью мясом.
Народ зашептался, отдать излишки зерна и получать всю зиму мясо - было хорошей сделкой. Княгиня была человеком слова, ей верили, поэтому никто не усомнился в ее словах. Анна продолжала:
- Еженедельно, на семью вам будут выдавать пуд (16,38 кг) мяса. Этого должно хватить. Каша с мясом намного сытнее, чем без.
После этого Анна ушла с площади, а народ остался обсуждать полученную информацию. Здесь начали работать шпионы Анны, они давили на жалость и приводили к мысли, что каждый человек должен внести свою лепту.
А утром Анна увидела как город выстроился в огромную очередь, неся мешки с зерном.
- Никогда не думал, что у нашего народа столько лежит в закромах - хмыкнул Иван.
- Земли Рязани щедры на урожай, а люди пережившие голод - запасливы.
- Но сейчас они несут большую часть своего запаса...
- Народу приказывать нельзя, лишь просить. Народ поймет и поможет.
- А бояре? Не вижу ни одного на площади.
- Верь в них.
- А если они подведут и не оправдают ожиданий?
- Делай выводы.
Лишь через неделю закончился поток желающих помочь. Караван начал движение в Москву. По пути Анну встретили кочевники спорных земель. Они обеспечивали охрану и добавили свою лепту (столько же, сколько собрали в Рязани) в общий караван.
Иван встречал сестру у ворот. Разведчики уже доложили о нескончаемой веренице обозов. Для того чтоб выразить свою благодарность Московский князь спешился с коня и сняв шапку поклонился сестре до земли. Его примеру последовали все бояре и простой люд, встречавший караван со слезами на глазах.
Анна въезжала в город под восхищённые взгляды и крики толпы. Вот и сбылась ее детская клятва...
Предыдущая глава здесь
Начало рассказа здесь (карта канала)