Найти в Дзене
Хроника христианина

Кризис античного мировоззрения и миропорядка

Древнегреческое искусство свидетельствует о том, что греки очеловечивали и при этом идеализировали своих богов. Античное мировоззрение видело в них воплощенные идеалы - красоты, силы, доблести. Греческая поэзия свидетельствует, что греки издревле были уверены, что их боги - блюстители вечной правды, представители нравственного начала.

Боги, увековеченные у Гомера в пластических образах светлых и прекрасных "небожителей", содействовали объединению и фиксации религиозных представлений греков. Это могучие исполины, наделенные вечной молодостью и волшебными силами: они могут по произволу переноситься в пространстве, принимать различные формы. Но увы, несмотря на свою сверхчеловеческую красоту и силу, боги подвержены всем страстям и вожделениям смертного человека. Способны испытывать не только нравственные, но и физические страдания. Аполлон и Посейдон рабствуют Лаомедону, который не только не дает им заслуженной платы, но еще грозится в бесчестье отрезать им уши. Диомед ранит Арея и Афродиту, Гефест ловит их в свою сеть. Гера бьет по ушам Артемиду, Зевс истязает Геру - вешает ее за руки с неба (привязав ей две наковальни к ногам) и свергает на землю еле живыми тех из богов, которые пытаются освободить ее. Он сильнее, и если бы они вздумали с ним тягаться, он один вздернул бы их всех наверх вместе с землею. Но и Зевс бессилен против сна, против Афродиты, против того, что «положено» судьбою, что «суждено». Рок и Судьба правит всем.

Рационалистическое отношение к богам и мифам отличает философию, как специфическое миросозерцание со времен Ксенофана. Если говорить о собственно литературно-философском наследии, то у Ксенофана мы находим сатирико-пародические стихотворения против всех философов и поэтов, начиная с Гомера, которого он подвергает нелицеприятной критике. Даже более того, Ксенофан критикует всю систему греческого гуманитарного образования и все популярные представления о богах, развитых в поэмах Гомера и «Теогонии» Гесиода. У Ксенофана в его поэме «О природе» мы находим его собственное философское учение. Мишенью становится греческая религия с ее совершенно очевидным
антропоморфизмом.

Ксенофан Колофонский говорит: «есть только один Бог наивеличайший меж богов и людей» (фрагмент №23 Дильса-Кранса). А причем здесь люди? Вспомним Гераклита, у которого также космос не сотворил никто из богов и людей. Ксенофан употребляет этот момент «никто из людей» в эмфатическом смысле, чтобы усилить этот аспект. Есть только один Бог, величайший и непохожий на смертных, обликом, телом и «мыслью» (Лебедев переводит греческое «ноема» - как «несознание», что по мысли М.А. Гарнцева, не очень точно).

Этот Бог не антропоморфный Бог. Он и есть наивеличайший Бог. Интересно, когда мы посмотрим на характеристику этого единого наивеличайшего Бога, то увидим, что Он весь целиком видит или зрит, весь мыслит, весь слышит «без труда помышлением ума Он все потрясает». Интересно, что этот оборот был уже у Гомера. Это 9 песня «Илиады» 600 стих, 22 песнь «Илиады» 235 стих. Все он «потрясает» помышлением ума.

Физика радикально изменила религиозно-мифологическую концепцию Бытия. Задолго до греческих софистов возникают попытки рационального объяснения мифов. Так, например, греческий писатель Евгемер объяснял существование
веры в богов тем, что некогда это были добродетельные люди-герои. В благодарность за их деятельность потомки чтят их и воздают им божественные почести. С этого момента можно говорить о начале появления аллегории.

Опыты аллегорического истолкования Гомера тянулись с 6 века до н.э. вплоть до того времени, когда аллегорический метод переносится в Александрии на истолкование священных книг Ветхого Завета. Этим занимается Филон Александрийский (один из крупнейших еврейских философов и мыслителей тогдашнего времени). Этот раввин, посвятивший всю свою жизнь задаче примирения иудаизма и греческой философии, немало способствовал и формированию некоторых христианских идей. «Бог, по учению Филона, существо не обладающее никакими качествами, не имеющее протяженности. Охватывающее все в мире. Познать и выразить его невозможно. Посредником между этим Абсолютным Божеством и реальном миром служит логос - слово, разум. Мир (космос) всего лишь отображение логоса. Логос - порождение Бога, первый ангел. Ниже него находятся «силы Божии», воздействующие на мир и человека: благость, милосердие, справедливость, могущество, мудрость. По Филону, человек через логос может достичь общения с Божеством в блаженном экстазе». В одном из своих многочисленных трактатов –«О созерцательной жизни» - он описал деятельность «терапевтов» - религиозной секты, во многом напоминавшей есеев и первых христиан.

Секст Эмпирик отмечал, что ученики Фалеса и Анаксагора «установили разум в качестве судьи над истинной в сущем», а также пифагорейцы говорят, что (критерий) есть разум. Но не разум вообще, а разум научный. Титаническую попытку дать рациональное объяснение мифам предпринимается в среде и неоплатоников.


Первоначальное торжество неоплатонизма было очевидным. Он смог преодолеть узость греко–римского мира; его философских и мифолого-антропоморфных построений, выведя мыслящий дух на доселе неизведанные просторы. Но это было... начало конца. При вроде бы пышно расцвётшейся кроне, древо оказалось старым и прогнившим внутри. Это была последняя весна. Дали, открывшиеся мыслящему духу, поражали своей бесконечностью, сияющим светом и неведомой доселе глубиной. Миф о пещере старика Платона оказался пророческим. Мысль вырвалась из глубин тьмы к интеллигибельному свету.

Спекулятивная мудрость Платона, разглядевшая в полумраке очертание Неведомого, в умах его потомков нашла объект столь долгих и вожделенных исканий. Мир наполнился светом! Но мысль неоплатоников не смогла охватить и прочувствовать этого нового веяния. Их мысль обернулась вспять. Ей понадобилось вернуться к тому, что она первоначально старалась преодолеть, дабы с помощью последнего объяснить то, что она увидела в настоящем. Одним из парадоксальных явлением того времени было то, что кризис античного мировоззрения и миропорядка (рациональных в своей основе), снова вернулся к мифологическому мышлению, но уже... окрашенному в магико-мистические тона. Цикл был завершён.

Началось время христианства.

скрин из открытых источников сети-интернет