Художник, изобразивший себя в виде скелета: Джеймс Энсор

171 прочитал

Я пишу о людях, чей образ отражен в искусстве. Джеймс Энсор — бельгийский художник, а его английское имя объясняется тем, что отец его был англичанином, правда, родом из Брюсселя, ну а мать — фламандкой. Семья жила в курортном городе Остенде, который как раз во второй половине XIX века стал модным курортом, что весьма способствовало мелкому бизнесу. В частности, семья матери содержала магазин экзотических товаров, в котором юный Джеймс пропадал целыми днями. Здесь было очень интересно. Чего только не хранилось в недрах этого магазинчика, каждый предмет был с историей и таил в себе множество загадок. Воображение мальчика подпитывалось этими вещами.

Кроме того, приморское положение Остенда придавало особый колорит жизни. Джеймс остро чувствовал вибрации воздуха и изменчивость его красок.

Подписывайтесь и на другой мой канал Лидия, неисправимый гуманитарий, а также на канал моего мужа Александр имхо.

Джеймс Энсор. "Автопортрет". 1889 год
Джеймс Энсор. "Автопортрет". 1889 год

Задумчивый и погруженный в себя мальчик много рисовал. Было ясно, что путь его лежит в искусство, и он поступил в Академию художеств в Брюсселе. Правда, учеба ему не понравилась, и он бросил ее. Зато он сблизился с другими молодыми художниками, желавшими изменить искусство. Вместе с ними он организовал Общество ХХ. Но вообще Энсор не очень любил быть в компании, предпочитал уединение и родительский дом. Манера его письма была явно непривычной для 80-90-х годов XIX века, на которые пришелся расцвет его творчества. Ее потом назвали экспрессионистской и сюрреалистической.

Картины Энсора были во многом провокативны. Художник был увлечен образами скелета, масками, эксцентричными сочетаниями предметов.

Джеймс Энсор. "Автопортрет в виде скелета". 1889 год
Джеймс Энсор. "Автопортрет в виде скелета". 1889 год

Он писал в разных жанрах: тут и пейзажи, и религиозные сцены, и портреты, и изображения жизненных ситуаций, и каких-то кошмаров. Его стиль и мировоззрение иллюстрирует автопортрет 1889 года, сделанный им в двух вариантах. Это была графическая работа. В первом варианте Энсор изобразил себя реалистично, явно поглядывая на себя в зеркало с лукавой улыбкой. Второй вариант повторяет первый, за исключением одного момента: вместо головы — череп. Энсор примерил на себя смерть, и оба его автопортрета, рассматриваемые рядом, приобрели философский смысл.

Но, кстати, умер он в 90 лет (в 1946), жизнь была долгая. В самый продуктивный период своего творчества он не получил признания, первые богатые поклонники, готовые покупать его картины, появились только в начале ХХ века. А первая крупная выставка его работ состоялась только в 1929 году, и вот тогда-то и стало понятно, какой это интересный художник, предвосхитивший сразу два направления искусства — экспрессионизм и сюрреализм. Король даже пожаловал ему титул барона за заслуги.

Читайте еще на моем канале:

А была ли любовь? Непонятные отношения между поэтом и герцогиней

Почему в искусстве XIX века любили изображатьТорквадо Тассо в заточении