Найти тему

"Пока дракон спал…"

Археологический музей Ираклиона (Крит). Фото автора
Археологический музей Ираклиона (Крит). Фото автора

Из-за холма выехал Рыцарь, гремя доспехами. Быстрый конь легко вынес его на узкую «долину» меж зелёными холмами, среди которых чернела «пасть» пещеры. По костям, белевшим в траве, и по крови на камнях Рыцарь понял, что он – у цели.

«Дерзнул он сердцем на бой с драконом,

от цели светлой он не отступит.

Ещё минута – сосредоточься:

сбери все силы – и меч из ножен!»

Рука потянулась к рогу, сейчас раздастся его мощный глас, вселявший ужас во врагов…

И тут Рыцарь понял, что он – не один… На поляне, на замшелом камне, напоминавшем кафедру университета в Саламанке или Париже, стоял моложавый человек приятной наружности. Впрочем, сейчас она не была такой уж приятной: гнев переполнял его, воздетые к небу руки грозили Рыцарю Божьей карой…

- Не бойся, благородный рыцарь, – сказал тут наш Рыцарь… – Я не отниму у тебя добычу. Ты первый явился на бой, и я удаляюсь. Но, если хочешь, мы вместе сразимся с драконом…

- Сразимся!!!! Какая низость! Ты приехал сюда… убивать?!!

- А разве ты не…

- Я!!!! – Никогда!! Неужели тебе не жаль это несчастное существо? Оно же просто не понимает, что делает плохо, убивая и мучая! Я каждый день прихожу сюда, и проповедую, и учу. Я говорю о добре и справедливости, о благородстве и чести. О любви и о сострадании! Я привожу примеры прекрасных жизней и чудесных поступков. Я привожу тысячи доказательств пользы хороших деяний…

- Но он же тебя не слышит… он спит…

- Тем лучше, во сне информация лучше усваивается…

- Да… Во всём этом для меня есть только одна загадка: почему ты до сих пор не съеден?… А впрочем, если бы он услышал хоть слово, сказанное тобой, твои кости…

Тут раздался страшный грохот: дракон повернулся на другой бок.

Маленькая фигурка проповедника (с бормотанием «капля точит камень») стремительно исчезла среди холмов.

Переведя дух после неожиданной встречи и прощания, Рыцарь начал напряжённо всматриваться в окрестности… И через минуту взгляд натолкнулся на неожиданную картину: с соседнего холма, к пещере спускалась целая процессия. Люди ближнего селения, с рыданиями и стонами, вели ужасную «дань» свою: нескольких своих соседей и друзей, связанных по рукам и ногам.

- Радуйтесь, несчастные! – воскликнул Рыцарь, – я принёс вам жизнь и свободу!

С первого взгляда поняв всё, жители бросились к Рыцарю. Одни пали ему в ноги, умоляя о чём-то, другие стали совершать угрожающие движения. И мольбы, и угрозы сводились к одному: «Не трожь дракона!»

Потрясённый Рыцарь не нашёлся ничего сказать, только указал на вокруг белеющие кости…

- Дракон служит нам защитой, – объяснили жители. – Ну да, он съедает по нескольку человек в месяц, наведывается часто и в селение (несмотря на дань)… Но зато нам не грозят никакие войны… Никто просто не рискует зайти на наши земли… Он – основа нашей безопасности, он подарил нам мир и свободу… – лепетали несчастные… И даже «пленники», обречённые на съедение, что-то нечленораздельно мычали, кивая головами…

Онемевший Рыцарь напоминал одну из чудеснейших конных статуй, украшающих площади итальянских городов… Сколько это продолжалось бы – неизвестно… Но всех заставил замолкнуть, а Рыцаря – встрепенуться, трубный глас, негромкий, но очень значительный.

Предваряемый свитой разодетых всадников, на «арену» выехал герцог. Небрежно оглядев Рыцаря, он поманил его пальчиком, унизанным перстнями. «Тебе придётся отказаться от лат и шлема» – заявил он. И, видя немое изумление в глазах Рыцаря, пояснил:

- Поединок должен происходить по правилам. Я владею этими местами, и своею властью гарантирую равные права всех спорящих сторон. Твой конь – против крыльев дракона, меч – против когтей. А вот латы и шлем придётся снять – у дракона их нет.

Наступило выразительное молчание.

- Ну да, – занервничав, не выдержал герцог, – дракон, конечно, опустошает наши владения… Но видишь ли, законы нашего Королевства, в некотором роде, предписывают равные права (которые я гарантирую здесь)… Каждый волен делать, что ему нравится, и дракон, как один из моих подданных, тоже может прибегнуть к моему суду… Ведь не могу я принудить его не есть человечины… А если он ничего больше есть не может, что ему, с голоду помирать?!!…

- Ну, конечно, – понизив голос, продолжал герцог, – мне не нравится, что он такой, что он здесь живёт и кушает людей… Но всё должно быть по правилам, понимаете? (лицо герцога выражало некий намёк…) Я не могу запретить вам сражаться… Я, может быть, в душе, даже очень желаю вам победы… Но поступиться принципами я не могу. Если вы победите – я на вашей стороне!

Изменившись в лице, Рыцарь поднял коня на дыбы…

- О Небо! – воскликнул он, – оставляю вам вашего дракона, и вашему дракону – вас. Приятного аппетита! – и Рыцарь покинул «арену»…

Осознав, что остались наедине со своим «сокровищем», в лютом ужасе разбежались люди…

…Настала ночь… Ветер, напоённый ароматами трав, доносил ночные, тревожные голоса… Когда взошла луна, лёгкой поступью на «поляну» пред пещерой вошёл Рыцарь… Теперь он ясно чувствовал незримое Присутствие, наполнявшее, казалось, самый воздух… Невольно преклонив колени, Рыцарь открыл своё сердце навстречу волнам Тайны… И, в тишине, как бы в глубине себя, услышал беззвучный Голос:

- Почему ты ушёл отсюда, дитя моё?…

- Отец, мне стало стыдно, что я слышу их слова…

И сердце болезненно сжалось в ожидании Ответа…

- Почему ты вернулся?

- Я живу для того, чтобы биться с драконом… Благослови, Отче!…

…И рыцарь затрубил в рог.

Автор: Василевский А.В.