Вопрос о том, как научить ребёнка сидеть и стоит ли это вообще делать очень животрепещущ в родительской среде.
Я, как специалист по моторному онтогенезу и биомеханике человека уверена, что учить ребёнка сидеть, а уже тем более высаживать, что называется, в подушки - это абсолютное зло для ОДА и формирования дальнейшей двигательной активности.
❓ На чём основано моё мнение?
❓ Что делать, если всё же не хочет садиться?
Ставим 👍 и знакомимся с важной информацией в статье 👇
Вот что написала мне одна бабушка
"Сама бабушка, 60+ возраст. В подушки сажали, но не потому, что сам не сядет, а ребенок пытался сидеть, но падал".
Мой ответ заботливой бабушке
Уважаемая бабушка Елена, пытаться сеть и уверенно сидеть - это совершенно разные вещи и разные процессы с точки зрения биомеханики развития опорно-двигательного аппарата.
Сначала нужно понять,
что Вы подразумеваете под понятием пытается сесть.
✅ 2 верных механизма:
- из положения на боку или из позы "русалочки" отталкивается нижней рукой от опоры и старается выйти в сед
- в ходе ползания на четвереньках подгибает одну ножку под себя, заваливается на бедро подогнутой ноги и выходит в сед
✔ Кстати, на много лучше, если малыш сначала освоит четвереньки, а потом уже из них и выйдет в сед.
⛔ НЕ верный механизм:
- из положения полулёжа на спине старается приподнять корпус вперёд, часто удерживаясь за какой-то предмет впереди.
✔ Если поощрять ребёнка в этом упражнении, то он уже ни когда самостоятельно:
▪ не сядет с прямой спиной,
▪ не выведет таз из передней ротации,
▪ не включит нормально косые мышцы животе и ротаторы позвоночника,
▪ не сможет сформировать опору на ровные ноги
Далее определимся, о чём нам говорит
невозможность ребёнком самостоятельно удерживать вертикальное положение корпуса без внешней поддержки.
Слова бабушки: "... ребенок пытался сидеть, но падал".
- Мышцы и связки ось ребёнка (крестец-позвоночник-затылочная кость) пока не готовы принять на себя вертикальную нагрузку.
❗ Если давать её искусственно, действие гравитации начнёт сплющивать очень мягкие диски и деформировать пока ещё хрящевую структуру позвонков. Значительно снизится ротационная функция позвоночника. - Косые мышцы брюшного пресса пока ещё не смогли нормально включиться в работу.
❗ При сидении с поддержкой они так и не включатся, а нагрузка в большей ляжет на поясничную область спины, что уведёт её в постоянно увеличивающуюся с возрастом перегрузку на всю жизнь. - Связки и мышцы таза, брюшины и поясницы не могут вывести таз в опору на седалищные бугры.
❗ При "учёбе" сидеть не на седалищных буграх, а с заваливанием на крестец, таз уже ни когда не сможет выйти в нормальное положение. Привет пупочные и паховые грыжи, диастазы, плоскостопие, гипер прогиб и боли в пояснице в будущем.
❓ Вопрос к читателям
Как теперь думаете, стоит ли давать ребёнку:
- выходить в сед через перед
- садиться с круглой спиной
- опираться не на седалищные бугры, а с заваливанием на крестец
- а ещё часто и выгибать корпус в стороны и искривлять таз
- а ещё, как компенсацию круглой спины создавать патологическое напряжение в шейном отделе
Вот примерно, как на картинке 👇
На картинке ещё, обратите внимание, у малыша оттопырены сверху ушки. Это говорит о нарушениях по черепу особенно в области височной кости. Большой пальчик левой руки внутри кулака и ещё некоторые яркие моменты не качественного формирования ОДА.
Но сейчас углубляться в это не буду.
Этому малышу просто необходима коррекция, а не усиление дисфункций высаживанием в подушки.
👶 Теперь говорим о том, что же делать,
чтобы помочь ребёнку выйти в качественный самостоятельный сед на седалищные бугры с прямой спиной.
1. Понять, что УЧИТЬ садиться, особенно через перед, нельзя.
Ребёнок должен подготовить тело к самостоятельному выходу в сед.
Задача ПОМОЧЬ в подготовке тела и реализации навыка, создав для этого условия в окружающей ребёнка среде.
2. Создавать качественные условия
для попыток выхода в сед через верные варианты, которые и являются подготовительными упражнениями оси к вертикальным нагрузкам.
3. Выполнять и специальные упражнения-фасилитации в укладках на спине и боку, как на ровной опоре так и на фитболе или фитдиске.
4. Исключить положения на спине, подъёмы с опоры и упражнения, в которых малыш делает попытки приподняться через перед.
Исключить распространённые в сети упражнения с вытягиванием ребёнка за руку через бок в сед.
5. Всячески оберегать ось и таз
и выводить их из-под вертикальных гравитационных нагрузок, чем и является патологическое действо посадка в подушки.
6. На давать сидеть больше 10-15 секунд, если сам вышел в сед, сидит ещё не уверено и с округлением в спине. Здесь следует увеличить двигательную коррекцию и обратиться к остеопату.
5. А ГЛАВНОЕ посмотреть, есть ли в предыдущих движениях и позах предпосылки и показатели того, что косые мышцы живота включились, а ось получила достаточно рациональной активности для укрепления и включения мелких мышц и связок, удерживающих её. На сколько качественно и симметрично малыш поднимает голову из боковой позиции, переворачивается во все стороны, ползает по-пластунски, и хорошо-бы ещё на четвереньках.
🤗 Со своей стороны могу помочь определить
- готов ли ваш малыш сидеть или ещё нет
- в чём причина не сидения или сидения с кривой спиной
- какие действия родителей нужны для освоения качественного сидения
в ходе ОЧНОЙ или ОНЛАЙН диагностики
Жителей Балашихи или Москвы
приглашаю на ОЧНЫЕ диагностик-сессии